bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Московское наследие фаворита Шувалова. Часть первая.

Недавно закрылась выставка в Государственном историческом музее, посвященная художнику Фёдору Рокотову. Мы были на выставке 22 августа. Среди прочих картин, на ней была экспонировалась копия с несохранившейся рокотовской картины "Кабинет И.И.Шувалова". Ф.Роктовым картина была написана с натуры в 1757-58 годах для себя, и по всей вероятности, она погибла в московском пожаре 1812 года. Представленная Историческим музеем копия написана крепостным художником Андреем Зябловым в 1779 году для его хозяина, пензенского помещика Н.Е.Струйского, друга Рокотова. Зяблов - единственный из учеников Рокотова, имя которого известно на настоящее время. Он обучался у художника в конце 1770-х годов.

Английский путешественник Эдвард Даниэль Кларк, посетивший Россию в конце XVIII века и впечатленный обилием произведений искусства в домах российской знати, писал: "Можно подумать, что русские богачи обобрали всю Европу для составления своих замечательных коллекций". Этот англичанин известен своими нелестными отзывами о русской знати, и все же выражение "обобрали" в большей степени подходит к английской знати, нежели к русской, ибо русская знать приобретала произведения искусства, а не обирала, а приобретение есть законный способ обретения права владения чем-либо. Оставим в стороне скрываемую Кларком зависть к русским богачам и примем отмеченный им факт обилия в домах русской знати произведений западного искусства.


Андрей Зяблов, копия с картины Фёдора Роктова "Кабинет И.И.Шувалова"

"Кабинет И.И.Шувалова" может служить иллюстрацией впечатления англичанина, удивленного обилием "мраморов, антиков и картин" во дворцах русской знати. На полотне изображен кабинет - так называли в те времена помещение, где хозяином размещались различные редкости и художественные произведения. Это одно из первых изображений частной русской картинной галереи. Картина написана в стиле "кабинет любителя искусств", имевшего распространение в XVII веке во фламандской живописи.

Полотно Ф.Рокотова показывает типичный для того времени способ оформления стен галереи, при котором полотна располагались одно к одному, полностью покрывая стену. Такой способ развески картин называется шпалерным. Шпалерная развеска картин диктовала подбор полотен по размеру и цветовой гамме. Случалось, владелец обрезал картины, которые не подходили по размеру. Картины в шпалере служили для владельца декоративным средством и по отдельности утрачивали свою художественную цельность.

Иван Иванович Шувалов был сыном капитана лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Максимовича Шувалова (младшего) и его жены Татьяны Родионовны, урожденной Ратиславской. В семье было два сына Ивана. Так бывает, мне известен случай, когда в семье было три сына, и все трое были Иваны. От Ивана Максимовича Шувалова (старшего) пошла графская ветвь Шуваловых: оба двоюродных брата Шувалова - Петр и Андрей - участвовали в дворцовом перевороте, когда Елизавета Петровна стала императрицей, и в 1746 году оба были пожалованы графским титулом.

Мать Ивана Ивановича Шувалова, Татьяна Родионовна Ратиславская, была из семьи нижегородского помещика Родиона Макарьевича Ратиславского. Родился Иван Иванович 1 ноября (с.ст.) 1727 года. Отец его умер в 1741 году. И.И.Шувалов стал фаворитом императрицы Елизаветы Петровны в 1749 году и оставался им до ее смерти в 1761 году.

Шувалов был основателем Московского университета в 1755 году и его первым попечителем, а имя матери его, Татьяны Родионовны, увековечено в дне основания Московского университета: Указ об основании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной в Татьянин день. Собственно, самым значительным наследием Шувалова в Москве для всей России является основанный Шуваловым Московский университет. Согласно идеологический доктрине, в СССР роль Шувалова в образовании университета замалчивалась, и мы выросли на убеждении, что основателем его был Ломоносов.

Шувалов, тонкий знаток и ценитель искусства, очень много сделал для ознакомления России с западным европейским искусством, особенно с французским. Именно он в 1757 году основал Академию художеств и стал ее первым попечителем и президентом. В образованную Академию с целью создания условия для развития и воспитания российских талантов были приглашены Шуваловым французские художники Моро, Ле Лоррен, Де Велли, французский скульптор Николa Франсуа Жилле, преподававший в Академии почти два десятилетия.

Рокотов изобразил кабинет Шувалова и его собрание картин в его петербургском дворце незадолго до того, как в 1758 году картины были подарены Шуваловым Академии художеств в Петербурге. Всего Шувалов подарил Академии сто картин из своей коллекции, и его дар стал основой живописного собрания Академии художеств вплоть до ее упразднения большевиками в 1918 году, когда полотна из Академии были переданы в Эрмитаж, а оттуда некоторые - в другие музеи или на продажу, а некоторые совсем пропали.

В интерьере кабинета Шувалова на картине Рокотова нет живых людей, но два художественных изображения создают эффект присутствия. Это портрет без рамы И.И.Шувалова работы французского художника Жана Луи Де-Велли (сейчас портрет находится в собрании Русского музея в Петербурге), изображенный Рокотовым в левом углу картины. На портрет Шувалов изображен с орденом Белого Орла, а сам портрет был написан Де Велли перед заключением с ним контракта о поступлении на службу в Академию как "образец его работы и способностей".


Портрет И.И.Шувалова кисти Ж-Л.Де Велли (Русский музей, Петербург).

В центре картины Рокотова (и копии Зяблова) расположен камин с узким зеркалом. Перед камином поставлен забавный экран в виде вырезанной по контуру фигуры мальчика-казачка, державшего задрапированную картину. Это тромпель, то есть обманка, выполненная художником графом Пьетро Антонио Ротари в натуральную величину со служившего у Шувалова мальчика. Тромпели выполнялись с таким изображением и расположением фигур и предметов, что их легко было принять за реальные. В залах дворцов изображались искусно написанные полуоткрытые двери, которые даже на небольшом расстоянии воспринимались как реальные открытые двери. В углах помещений могли располагаться написанные на досках фигуры слуг, как это на картине Рокотова, или дам, кавалеров, создававших эффект присутствия и вводившие в заблуждение входящих.

Пьетро Ротари прибыл в мае 1756 года в Петербург, чтобы писать портрет императрицы Елизаветы, и по заключении контракта был назначен придворным художником, а жить художник был приглашен во дворце "генерал-лейтенанта Армии Иванович де Шувалов, кавалера высокого ранга". У Шувалова Ротари прожил почти четыре года, пока не приобрел собственный дом на Большой Морской улице.

Во дворце Шувалова находилась мастерская итальянского художника, где он проводил занятия с русскими учениками - Антроповым, Рокотовым, Лосенко, Саблуковым, Головачевским. Можно сказать, что влияние Ротари на русскую портретную живопись этих художников переоценить, и фактически русское изобразительное искусство именно Ротари обязано формированием жанра камерного портрета.
Ротари скоропостижно скончался в августе 1762 года, и больше десятка своих картин, а их вместе с картинами учеников оказалось более 600, завещал Шувалову.

На картине Рокотова верхний ряд центральной стены занимают четыре полотна итальянского художника Алессандро Маньяско, одна из которых "Вакханалия" сейчас находится в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, а две, "Вакханалия" и "Привал бандитов" - в Эрмитаже. Четвертая, я думаю, была продана большевиками, и возможно, сейчас она находится в США.


Картина Алессандро Маньяско "Вакханалия", одна из четырех, принадлежавших Шувалову и подаренных им Императорской Академии художеств в Петербурге, сейчас представлена в экспозиции ГМИИ им. Пушкина.


Крайняя слева в верхнем ряду, ближняя к двери - это сюжет на тему "Отцелюбие римлянки". Крайний справа во втором ряду сверху изображен хорошо узнаваемый "Портрет молодого человека" художника Михиеля Свертса, находящийся сейчас в собрании Эрмитажа.


Картина "Портрет молодого человека" 1657 год, возможно автопортрет Михиеля Свертса. Из собраний Эрмитажа, Петербург.

Ниже размещены натюрморты, но трудно сказать, какие, возможно, фламандские. На полу прислоненное к стене стоит полотно итальянского художника Джузеппе Ногари "Весна".


Джузеппе Ногари, "Весна". Из собрания Эрмитажа, Петербург.


И.И.Шувалов содействовал планам Ломоносова в развитии российской науки и просвещения, покровительствовал русским художникам до смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году. Известно, что с момента назначения Шувалова куратором Московского университета 12 января (с.ст.) 1755 года, а также за руководство им Петербургской Академией художеств с 23 октября (с.ст.) 1757 года, он не только не получал жалования в этих двух ведомствах, но и отдавал собственные деньги в Московский университет и Академию художеств.

Смерть Елизаветы нанесла сильный удар положению И. И. Шувалова при дворе. Сменивший Елизавету на российском троне Петр III подозревал бывшего фаворита своей тетки в тайных умыслах против себя. Те, кто прежде заискивали и желали покровительства, стали обвинять Шувалова, в том числе и в растрате казенных денег.
Tags: Академия художеств, ГМ им. Пушкина, Елизавета I, Зяблов, МГУ, Маньяско, Рокотов, Ротари, Шувалов, исторический музей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments