bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Виже-Лебрён, Ривьер и портреты из собраний Эрмитажа

Художница Виже-Лебрен, урожденная Мари Луиз Елизабет Виже (1755 - 1842) за свою творческую жизнь, начавшуюся в 1768 году, написала огромное количество картин: 660 портретов и 200 пейзажей. Свою известность она получила как мастер портретной живописи и вошла в моду у представителей высшей знати в разных европейских аристократических кругах в последней четверти XVIII века. До 1776 года это была мадемуазель Виже, после замужества с Жаном Батистом Пьером Лебреном (1748 - 1813) - мадам Лебрен, после развода с ней господина Лебрена в 1794 году и до конца жизни - мадам Виже-Лебрен. Муж художницы был известным торговцем живописи, тонким знатоком французского искусства.

Она была художницей Марии Антуанетты: впервые в 1779 году ее пригласили в королевскую резиденцию в Версальском дворце писать портрет королевы. Парижский период ее творчества окончился в 1789 году. Разразившаяся Великая Французская революция заставила ее покинуть Францию: понятно, что ей не хотелось последовать за своей королевой на эшафот или быть растерзанной толпой. Муж художницы принял революцию и остался в Париже. Мадам Лебрен уехала в Италию с дочерью Жанной Жюли Луизой.

По словам художницы, пристрастие ее мужа к азартным играм было причиной его разорения, и что в 1789 году, когда она покидала Францию, у нее не было и двадцать франков, хотя своим трудом она заработала более миллиона - все забирал муж. Так ли это, сказать трудно, но известно, что после его смерти их дочь унаследовала имущество, обремененное значительными долгами, которые не покрывались стоимостью получаемого наследства. В то же время искусствоведы считают, что мнение Виже-Лебрен о ее муже, изложенное в "Воспоминаниях", наложило негативный отпечаток, существенно и несправедливо искажающий образ этого видного знатока французского искусства.

Имя художницы было внесено в революционной Франции в список роялистов-контрреволюционеров. С 1789 по 1792 года она посетила Парму, Болонью, Турин, Флоренцию, Рим, Неаполь, Венецию. В Турине к ней присоединился старший брат ее золовки (жены ее брата) Сюзанны Виже, Огюст Луи Жан Батист Ривьер (1762 - 1833). С этого времени мадам Лебрен путешествует в поисках благоприятного места жительства вместе с Огюстом Ривьером.


С Автопортрета Огюста Луи Жана Батиста Ривьера, выполненного в 1808 году. Холст, масло. Из собрания Max Blumberg et Eduardo Araujo.

Ривьер был сыном саксонского посланника во Франции, обучался в Королевской академии в Париже рисованию у Жозефа Бенуа Сюве (Josepha-Benoit Suvee). С началом Французской революции уехал из Франции. Художник живописец, рисовал уменьшенные картины с полотен Виже-Лебрен: "он очень хорошо рисовал и копировал все мои портреты в миниатюре маслом; у него был прекрасный голос; он играл на скрипке, контрабасе и мог аккомпанировать себе на фортепиано" (из Воспоминаний Виже-Лебрен). В Петербурге служил Гессенским посланником.

После Италии была Вена 1792-1795 годы, из Вены художница приехала в Россию, в Санкт-Петербург. Российский период продлился до 1801 года. Виже-Лебрен застала правление трех российских императоров и трагические придворные перемены, которые последовали за сменой властителей Российской империи: правление Екатерины II, ее смерть, восшествие на престол Павла I, его убийство, начало правления Александра I.

Виже-Лебрен умела угождать власть имущим - об этом свидетельствуют ее многочисленные картины членов монарших семейств и вельмож, но она умела создавать мифы о себе. В Эрмитаже есть портрет, на котором Виже-Лебрен изобразила великую княжну Александру Павловну и великую княжну Елену Павловну, рассматривающих медальон с миниатюрой их бабушки императрицы Екатерины Великой.


М.Л.Э.Виже-Лебрен. Великая княжна Александра Павловна и великая княжна Елена Павловна, дочери Павла I, холст, масло, 99 на 99 см. 1795-97 годы. Из собрания Эрмитажа.

В своих воспоминаниях художница писала, что великие княжны были ею написаны в одеянии в греческом стиле - с открытыми руками и плечами, но их бабушке, императрице Екатерине, не понравилась излишняя обнаженность внучек. Тогда художница якобы изменила одеяния девушек, пририсовав рукава. Однако на рентгеновских снимках эрмитажной картины нет никаких признаков дорисовки рукавов и перекрашивания.

Копия с этого двойного портрета была выполнена Огюстом Ривьером:


А.Л.Ж.Б.Ривьер. Портрет великой княжны Александры Павловны и великой княжны Елены Павловны, холст, масло, 26.8 на 27.3 см. 1797 год. Из собрания Государственного музея-заповедника в Павловске.

За время жизни в России Виже-Лебрен завязала знакомства и связи со многими аристократами, в том числе с семьей графа Н.Н.Головина, жена которого была родной племянницей И.И.Шувалова, Варвара Николаевна Головина, урожденная Голицына. В это время художница написала портрет Шувалова, с которым была знакома еще по Парижу. Считается, что ею был написан его портрет в 1775 году, и что он в значительной степени способствовал популярности художницы среди знакомых Шувалова и стал ступенью в ее карьере.

Российский период был плодотворным для художницы и ею было написано немало портретов российской знати, но часть этих картин либо утрачена, либо находится в собраниях за рубежом. Как, например, уже упоминавшийся портрет И.И.Шувалова. Картина написана Виже-Лебрен в Петербурге в 1797 году. Находилась в семействе Головиных до смерти обер-шенка графа Н.Н.Головина в 1820 году. Графиня Варвара Николаевна умерла годом ранее и судьба уберегла ее от семейного банкротства, которое постигло это некогда одно из богатейших семейств России после смерти графа, когда выяснилось, что все имущество графа должно пойти на уплату его долгов.

Портрет был продан наследниками уже в начале XX века и сейчас находится в собрании Художественного музея Северной Каролины:


Виже-Лебрен. Портрет И.И.Шувалова, холст, масло. 1797 год. Из собрания Музея Северной Каролины, США.

В собрании Государственного Эрмитажа есть портрет, который написан Виже-Лебрен значительно позже ее пребывания в России, в 1831 году, в возрасте 76 лет, когда художница уже почти не писала. Можно считать его если не последней, то одной из последних ее работ.


Виже-Лебрен, Мари-Луиз-Элизабет. 1755-1842 Портрет Леонтин де Ривьер. Франция, 1831, холст, масло. Размеры: 80x65 см. Поступление: поступил в 1936 г. Приобретен у частного лица.

Женившийся в Париже в 1804 году на незаконнорожденной дочери графа Головина, Антуанетте Хелен Эбер-Головиной, Огюст Луи Жан Батист Ривьер в браке имел трех дочерей, одна из которых, младшая, была Леонтина Ривьер (1813 - 1895). Отец Огюста Ривьера был возведен в дворянство в 1815 году и с этого времени его потомки стали баронами де Ривьер. В 1831 году Леонтине было 18 лет. Есть упоминание, что она дважды была замужем: в первом браке за некоего Д'Асти, а вторично Леонтина де Ривьер вышла замуж 15 ноября 1842 года в Париже за барона Александра Кокена де Гринбладта из Санкт-Петербурга. Их дочь, Жозефина Вильгельмина, вышла замуж за Сергея Александровича Будаевского, генерала-лейтенанта и военного педагога, автора Курса артиллерии и других учебников, в том числе и Арифметики.

Очень хотелось бы считать, что это и есть портрет младшей дочери Огюста Луи Жана Батиста Ривьера и его жены Антуанетты Хелены, урожденной Эбер-Головиной. Генетически это был бы портрет потомка графа Головина, пусть и незаконнорожденного. Но увы! В каталоге работ Виже-Лебрен указано, что портрет, считающийся в Эрмитаже за портрет Леонтины де Ривьер, - это портрет дочери племянницы, то есть внучатой племянницы художницы Леонтины де Ривьер, матрью которой была Каролина Ривьер. Однако у Виже-Лебрен не было внучатой племянницы по имени Леонтина.

Леонтина де Ривьер, дочь Огюста де Ривьера, ставшая в последствии баронессой фон Гринбладт, внучатой племянницей Виже-Лебрен не являлась. У Ривьера и Виже-Лебрен была общая племянница. Это была дочь Этьена Виже и Сюзанны Ривьер. Звали ее Шарлотта-Жанна-Элизабет-Луиза Виже, а в семье почему-то звали просто Каролина. Родилась она в 1791 году. Вот ее пастельный портрет, написанный ее тетей:


Виже-Лебрен. Мадам де Ривьер

Из Виже она стала Ривьер: вышла замуж в 1809 году за другого брата Огюста и Сюзанны Ривьер - Луи Ривьера (Жана Николя Луи де Ривьера), то есть за своего родного дядю. В этом браке у Ривьеров родились пятеро детей, старшая из них была Каролина Луиза Леони Ривьер, а после 1815 года - де Ривьер (Caroline Louise Léonie de RIVIÈRE).

Из пятерых внучатых племянников Виже-Лебрен трое были девочки: Каролина, Ксаверина и Амелия. Если на эрмитажном портрете изображена внучатая племянница Виже-Лебрен, то это портрет одной из них. Вопрос, кто?

В собрании Эрмитажа есть портрет кисти французской художницы Эжени Трипье Лефран:


Трипье Лефран, Эжени. Портрет мадемуазель Ривьер. 1805-после 1842. Франция, 1834 г, холст, масло. Размеры: 80х65,5 см. Поступил в 1937 г. Передан из Ленинградской государственной закупочной комиссии. Приобретен из собрания Алексиной П.А.

На сайте Эрмитажа о художнице нет никаких сведений, а во Франции она известна, ее картины находятся в собраниях Версаля и Лувра. Мне странно, конечно, почему наши искусствоведы не пользуются интернетом.) Художница Эжени Трипье Лефран (полное имя при рождении Eugénie Françoise Elisabeth LE BRUN), урожденная Лебрен, родилась в 1797 году, умерла в 1872. Она приходится по отцу своему племянницей бывшему мужу Виже-Лебрен: отец Эжени, Вильнев Лебрен, и муж Виже-Лебрен были родными братьями. Мать - Элизабет Баратон, и кроме имении о ней ничего не известно. Также нет сведений, что родители были в браке. Возможно, она была незаконнорожденная. Годы ее жизни указаны неверно с 1805 - после 1842. На портрет слева внизу просматривается подпись художницы, что урожденная Лебрен (nee Le Brun).

Можно сказать, что Эжени заменила Виже-Лебрен дочь, что надежды, которые она связывала с дочерью Джулией, воплотила Эжени: "она [Виже-Лебрен] обрела семью в лице двух своих племянниц, мадам де Ривьер и мадам Трипье-Ле-Фран Эжени". Трипье Лефран была знакома с семьей мадам Каролины де Ривьер, поэтому, можно считать, что она запечатлела на портрете кого-то из семьи Ривьер.

Во французской Википедии указано, что портрет работы Эжени Трипье Лефран, находящийся в Эрмитаже - это портрет Каролины Ривьер. Очевидно, что этот портрет и портрет работы Виже-Лебрен написаны с разных девушек. Если Эжени Трипье Лефран написала портрет Каролины Ривьер, то моделью для портрета Виже-Лебрен могла быть другая ее внучатая племянница - либо Ксаверина, либо Амелия.

Портрет Виже-Лебрен датирован 1831 годом. Младшая Амелия родилась в 1822 году. Ей в 1831 году было 9 лет. На портрете изображена девушка, а не девятилетняя девочка. Это явно не Амелия.

Ксаверина родилась в 1815 году и в 1831 ей было шестнадцать лет. Такой возраст вполне может соответствовать возрасту девушки на портрете. Получается, что на портрете кисти Виже-Лебрен, атрибутированном в Эрмитаже как портрет Леонтины де Ривьер, изображена средняя дочь племянницы Виже-Лебрен, Ксаверина де Ривьер.

Тогда портрет из собрания Государственного Эрмитажа атрибутирован не верно).
Tags: Виже-Лебрен, Головины, Ривьер, Трипье Лефран, Эрмитаж, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments