bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Итальянская примадонна - придворная парфюмерша российских императоров.

Обновление сведений о придворных парфюмерах российских императоров, Луи Буисе и бывшей придворной певице Т.Маччиорлети (Маджиорлети).
Архивное дело "Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов по прошению купца второй гильдии Луи Буйса и бывшей придворной певицы Т.Маччиорлети (Маджиорлети) о присвоении им звания придворных парфюмеров". Крайние даты дела 1 ноября 1821 года и 17 мая 1827 года, география дела Москва. Дело начато при Александре I и завершено при Николае I. Луи Буис и бывшая придворная певица Т.Маджиорлетти просили государя о присвоении им звания придворных парфюмеров, и такое звание просителям было Высочайше пожаловано.

Кроме того, Луи Буис может считаться первым российским фабрикантом благовонных товаров в России: его фабрика в Москве была основана в 1817 году, и до него таких фабрик в России никто не устраивал.

Если о Луи Буисе хоть какие-то сведения ранее удалось обнаружить, то о певице Марджиолетти не было известно ничего. Исторический Архив ответил мне, что никаких сведений о бывшей придворной певице Т.Маччиорлети (Маджиорлети), получившей звание первой придворной парфюмерши двух российских императоров, в указанном архивном деле не содержится.

Звание Поставщика Высочайшего двора появилось в 1824 году, а юридически порядок присуждения почетного звания был сформирован в 1856 году, уже при Александре II. Но кроме этого звания существовали поставщики услуг императорскому двору, которые могли именоваться так, как прежде именовалась певица Т.Маччиорлети (Маджиорлети), придворными. Это были парикмахеры, ювелиры, обойщики, врачи и прочие исполнители работ для Высочайшего двора.

В "Записках графини Варвары Николаевны Головиной" в части, где она описывает последние дни императрицы Екатерины II, сказано следующее:

"Великий князь Александр Павлович и его супруга, обыкновенно каждый вечер бывавшие у императрицы, теперь видели ее только раз или два в неделю, кроме воскресений. Они часто получали распоряжение оставаться у себя дома или же она предлагала им поехать в городской театр послушать новую итальянскую оперу*".

В конце этого предложения в издании "Записок", выполненном К.Валишевским, сделана сноска:

* - "Тогда только что приехала превосходная певица Марджиолетти и для нее поставили серьезную оперу Дидона, в несколько недель выдержавшую большое количество представлений".

"Тогда" - это в 1796 году, когда императрица Екатерина II доживала последние месяцы. Следовательно, приезд певицы в Россию следует относить к началу сезона 1796 года. Возник вопрос, какую из Дидон поставили в 1796 году с участием Марджиолетти? Миф о карфагенской царице Дидоне, полюбившей Энея, был весьма популярен в XVIII веке. На эту тему разными композиторами была сочинено около сорока опер. Несложным путем удалось выяснить, что Петербурге в екатерининские времена были поставлены балет на музыку придворного композитора Галуппи "Покинутая Дидона", который ему заказала сама императрица в 1766 году, и опера "Дидона" Джованни Паизиелло, бывшего придворным композитором Екатерины II с 1776 по 1784 год, но написанная им в 1794 году, уже после его отъезда из России.

В основу сюжета положен миф о карфагенской царице Дидоне и спасшимся из Трои герое Энее. Во время морских скитаний корабли Энея пристали к берегам близ Карфагена, где герой познакомился с царицей Дидоной. Купидон пустил свою стрелу в сердце Дидоны, и она влюбилась в Энея. Однако Юпитер послал Меркурия, чтобы тот напомнил Энею о долге перед своим народом и о предначертанном ему предсказании - образовать новое государство. Эней страдает, так как не может ни остаться с Дидоной, ни взять её с собой, ибо ему предсказана другая жена. Он тайком от Дидоны отплыл ночью. Покинутая царица покончила собой.

Постановка оперы "Дидона" Джованни Паизиелло в Петербурге как раз относится к 1796 году. Это была "сериозная опера", или опера seria, в отличие от комической оперы, или оперы буфф - на такие основные два жанра тогда делилась опера. В конце XVIII века зародился еще один жанр, драматический, dramma. Пример комической оперы "Севильский цирюльник" также сочиненный Паизиелло.

Паизиелло - автор значительного числа именно комических опер, и в этом жанре он начинал свое сочинительство, а всего он написал порядка 100 опер, из них около 30 - в России.

Увы, сейчас невозможно найти записи его "Дидоны", есть записи красивых фортепьянных концертов, а из множественных созданных им опер есть записи "Нины жертвы любви" в исполнении прекрасной Чечилии Бартоли:



Императрица Екатерина II была лишена музыкального слуха и музыка для нее была, все равно что уличный шум, однако это не мешало ей способствовать приглашению в Россию известных музыкантов. Во времена ее правления итальянская опера процветала. В начале 1796 года итальянским композитором и антрепренером Женнаро Астаритти была набрана для Дирекции Императорских театров в Петербурге "бриллиантовая" труппа итальянских исполнителей, состоящая из прекрасных актеров оперы. В состав этой труппы вошла уже известная в Европе итальянская певица, примадонна итальянских театров, Тереза Мачиурлетти (Teresa Maciurletti) - именно так ее имя записано в театральных документах.

И у нас, и в иностранных источниках фамилия этой певицы указана в самых различных вариантах: Мачиурлетти, Марджиолетти, Мажиорлетти, Маччиорлетти,.. или варианты написания ее фамилии в иностранных источниках Maciorletti, Maciurletti, Marcioletti, Mangorletti, Magiorletti - все это об одной и той же певице. Не знаю, чем вызвано такое обилие искажений ее фамилии и какой вариант единственно верный, но буду придерживаться варианта Мачиурлетти, если в источнике не указано иное.

Начало артистической карьеры певицы можно отнести ко второй половине 1780-х годов. 5 января 1788 года газета Le Mercure de France в Париже сообщала, что Mlle Maciurletti спела две итальянские арии, продемонстрировав красивый голос, и французской публике было бы за что аплодировать итальянской певице, если бы не отсутствие стиля и низкий вкус, выразившийся в ее одежде. Ну, французы таковы, что им без стиля в одежде никак не оценить хорошее исполнение музыки!)

В 1788-1795 годах она пела партии примадонны в Милане, Венеции, Флоренции, Неаполе, Триесте, вновь Венеции. В Триесте она участвовала в постановке "Дидоны" Паизиелло. Возможно, что она пела партию Нины и в Оперном театре Сан-Карло в Неаполе в 1791 году (в 1792 году точно пела), когда Виже-Лебрен написала портрет композитора Джованни Паизиелло:


М.Л.Э Виже-Лебрен, Портрет Джованни Паизиелло. 1791 (1740 - 1816). Виже-Лебрен была на премьере оперы Паизиелло "Нина жертва любви" в Оперном театре Сан-Карло в Неаполе в 1791 году. На портрете он изображен с партитурой оперы сидящим за клавикордами.

Сезон Осень 1795 - Карнавал 1796 года Тереза Мачиурлетти пела в театре Ла Фениче в Венеции. Об этом сообщает театральная программа венецианских театров за тот сезон:



Импрессарио Альберто Кавос - отец Катерино Кавоса, ставшего потом придворным капельмейстером и русским композитором. Сам будущий капельмейстер тоже был в Петербурге в 1798 году включен в труппу Астаритти, а 1 апреля 1799 года поступил на службу Дирекции Императорских театров капельмейстером с жалованием 1500 рублей в год. А его сын, Альберто Кавос, родившийся в России в 1800 году, был впоследствии архитектором Мариинского театра в Петербурге в 1860 году.

Партии примо сопрано исполнял кастрат Луиджи Маркези - один из братьев-кастратов Маркези. Тереза исполняла партии примадонны и в программе она уже указана с фамилией мужа - Тереза Мачиурлетти Блази. Князь Понятовский, племянник последнего польского короля, слышавший певицу в 1797 году, сравнивал ее пение с Луиджи Маркези, считая, что ее гибкий голос в некоторых пассажах напоминал голос знаменитого кастрата.

По контрактам в России гонорары певицы были очень высокими - от 5000 до 8000 рублей в разное время с 1796 по 1803 годы, плюс 500 рублей за наем квартиры. Сравнивая оклад Мачиурлетти с окладами, получаемыми другими артистами, можно сказать, что редко кто получал больше, пожалуй, только кастраты. Тереза Мачиурлетти была одной из высокооплачиваемых примадонн того времени.

Архив Дирекции Императорских театров содержит сведения, что трехактная опера "Дидона" ("Didone"), Джованни Паизиелло на либретто П. Метастазио, сериа, с участием певицы Мажиорлетти была поставлена в 1796 года 12 и 16 октября в Большом (Каменном) театре, 19 октября в Эрмитажном театре. "В представлениях этой оперы принимали участие 64 статиста и выводился "искусственный лев", для изображения которого одевались 2 капельдинера". Лев из капельдинеров меня сразил! Представляю, как была изумлена публика.)

И хотя в сноске Валишевского несколько преувеличены сведения о большом количестве представлений - их всего-то оказалось три вместе с премьерой, состоявшейся 12 октября, но сам факт, что певица Марджиолетти покорила публику Петербурга именно в начале сезона 1796 года, подтвердился сведениям из других источников.

Кроме "Дидоны" в России Мачиурлетти пела в "Благородной пастушке", "Диогеновом фонаре", "Итальянке в Лондоне", "Зенобии в Пальмире". В 1797 году она была направлена в Москву для участия в представлениях итальянской оперы - там тоже была поставлена "Дидона" в Петровском театре. 13 июля 1800 года в Петербурге у певицы был бенефис, который оплачивался в сумме 3000 рублей.

Следует отметить что обстоятельства, сопровождавшие начало жизни певицы в России, были неблагоприятными. Екатерина II умерла 6 ноября 1796 года и в стране был объявлен траур. Естественно, что в траур театральные представления и развлечения не проводятся. Известно, что государь выплачивал Театральной Дирекции крупные суммы компенсаций за потери по случаю траура, но все же траур для театра - это потери.

Итальянская опера во времена Павла I не пользовалась таким благосклонным вниманием, как во времена правления его матери, но в целом он продолжил традицию, существовавшую в ее правление и итальянская опера в Петербурге была популярна. Только к концу его правления спектаклей стало меньше. Убийство Павла I в 1801 году и последовавший за этим еще один траур, продлявшийся не раз из-за смертей других членов императорской фамилии, падение популярности оперы прежде всего у нового императора Александра I послужили причиной непродления контрактов с артистами итальянской труппы. Тихая траурная жизнь без каких бы то ни было театрально-музыкальных увеселений продолжалась до апреля 1802 года. Но к тому времени итальянская труппа уже покинула Петербург.

Годы жизни Терезы Мачиурлетти не установлены, но учитывая, что певица уже пела в 1788 году, время ее рождения можно отнести самое позднее к 1770 году. В 1802 году ей могло быть уже лет тридвать-тридцать пять. Ее карьера по возрасту клонилась к завершению, однако современники, видевшие ее на сцене отмечали, что она в начале 1800-х годов хотя и была немолода, но все еще обладала в высшей степени "сильным молодым и очаровательным голосом". Удалось найти единственный рисунок, дающий представление о ее внешности:


Неизвестный художник. Портрет певицы Терезы Маджиорлетти.

Певица участвовала в исполнений оратории Иозефа Гайдна "Сотворение мира" 20 декабря 1801 года. Это исполнение не было премьерой. Впервые оратория в России была исполнена 19 января 1801 года на немецком языке артистами немецкого театра под управлением его директора Антона Калливоды. 12 октября 1801 года "Сотворение мира" было исполнено в Москве под управлением ученика Й. Гайдна, Иоганна Денглера. Денглер в 1782-84 годах был придворным музыкантом с жалованием 300 рублей в год.

В 1801 году было еще три исполнения: 8, 15 и 28 декабря на немецком языке под управлением венского композитора и исполнителя Антона Эберля. Четвертая постановка была 20 декабря. Немецкий язык показался русским слушателям неподходящим для пения, и либретто оратории было переведено на итальянский язык графом Александром Сергеевичем Строгановым и графом Юрием Михайловичем Виельгорским. В постановке участвовали профессиональные певцы и музыканты, а также аристократические любители музыки: граф Николай Зубов, князь Александр Нарышкин, граф Юрий Виельгорский и барон Александр Ралль. По свидетельствам современников, среди профессиональных певцов особенно выделялась "любимица публики Тереза Маджиорлетти".

В газете "Санктпетербургские новости" № 23 за 1802 год "Тереза Маджорлетти и ея муж Фортунато Блази" сообщали о своем отъезде из России. Муж Терезы в Италии был танцовщиком. Чем Фортунато Блази занимался в России мне установить не удалось, но в составе артистов Императорских театров его имя не указано. Возможно, он давал частные уроки. 30 января и 19 марта 1802 года певица исполнила в Петербурге прощальные концерты и уехала в Москву.

В Москве певица провела 1802-1803 годы - об этом свидетельствуют старые выпуски газеты "Московские ведомости". 30 апреля 1802 года в газете "Московские ведомости" № 31 сообщалось, что "отъезжая в Италию через Москву Госпожа Маджорлетти дает большой вокально-инструментальный концерт в большом зале Петровского театра" и что певица "ласкает себя надеждою, что, приобретя благосклонность Санктпетербургской публики равномерно удостоена будет и в Москве внимания к ее таланту". На этом большом концерте певица исполняла арии Дж. М. Марки, Ф. Антонолини, Дж. Никколини и Дж. Паизиелло в сопровождении оркестра, а сам концерт открывался и заканчивался "Большой симфонией г. Гайдена".

По-видимому, Мачиурлетти не напрасно ласкала себя надеждой и московская публика приняла певицу также благосклонно, поэтому она не спешила покинуть Россию, чтобы уехать в родную Италию. Спустя год, в газете за № 27 за 1803 год сообщалось об участии Терезы Маджорлетти в большом московском концерте, организованном 13 апреля 1803 года в бенефис Иоганну Денглеру. Этот отъезд так и не состоялся.

В это время в Петербурге было выстроено здание частного Нового Итальянского театра в который была набрана другая итальянская труппа. В начале 1803 года этот театр вместе с труппой был куплен Дирекцией Императорских театров. 10 октября 1803 года Дирекция возобновила контракт с Терезой Мачурлетти и певица вернулась в Петербург.

В дневнике Степана Петровича Жихарева есть запись за 10 марта 1805 года, где он сравнивает Мару с Маджорлетти. Вот моя сокращенная цитата из Жижарева:

"Сегодня, наконец, я слышал эту знаменитую певицу, которою некогда восхищалась вся Европа. В Вене носили ее на руках, в Дрездене и Берлине в карету ее запрягались немцы, а в Италии сходили от нее с ума. Я слышал эту Мару, от которой теперь с ума сойти нельзя, а взбеситься можно за истраченные без удовольствия на концерт ее деньги. Что славная певица постарела и подурнела - это в порядке вещей; но не в порядке вещей с дребезжалым голосом и фальшивыми нотками давать концерты и собирать с нас по пяти рублей. <...>

Нет Мара не в этой категории, а, вероятно, поет оттого, что хочется аплодисментов или путешествовать на чужой счет. <...> Вот Маджорлетти так певица! тоже немолода и нехороша: зубы хуже зубов всякой московской купчихи, уголь углем, а заслушаешься. <...>
Однако ж, как ни черны зубы г-жи Маджорлетти, но они чуть не были причиною дуэли на пистолетах между двумя немолодыми уже повесами. Демидов, сидя в креслах возле Черемисинова и будучи в восторге от певицы, изъявлял его громким и беспрестанным повторением всех гласных букв русской азбуки: "а! э! и! о! у!". Видно, это надоело Черемисинову, который, вдруг обратясь к дилетанту, сказал: "Да чем восхищаетесь вы? Посмотрите: что за рот и какие зубы!". - "М. г., - отвечал Демидов, - это ваше дело; а мне смотреть ей в зубы незачем: она не продажная лошадь". Слово за слово, и дуэль бы состоялась, если б умный Александр Александрович Волков не помирил противников".


Жихарев в дневниковой записи сравнивает двух немолодых певиц, но Маре в 1805 году было 56 лет, и хотя Мара пела в Лондоне и в 72 года, все же это было исключительное явление. В представлении Жихарева обе певицы одинаково немолоды, но певческие способности Маджорлетти еще были достойны восхищения. Поэтому, возможно, певица Мачиурлетти была старше, чем я предполагала.

Итак, певица еще три года оставалась в составе придворной итальянской труппы - до 1806 года. Уже 30 июля 1805 года итальянская опера дала свой последний спектакль, правда Тереза Мачиурлетти в нем не участвовала. С тех пор и до конца 1820-х годов представлений итальянской оперы не было - она вышла в Петербурге из моды.

В Италии певица Мачиурлетти выступала в 1809 году в Риме и во Флоренции - это последние сведения об ее сценической деятельности.

Чем занималась и чем жила после этого бывшая придворная итальянская примадонна, как окончила свои дни, пока обнаружить не удалось. Известно, что в 1821 году они вместе с Луи Буисом просили пожаловать им звание придворной парфюмеров, которое им было пожаловано. Крайняя дата дела о пожаловании этого звания 1827 год говорит о том, что до этого времени бывшая примадонна еще была жива и проживала в городе Москве.
Tags: Астаритти, Буис, Валишевский, Виже-Лебрен, Гайдн, Головины, Денглер, Дидона, Екатерина Вторая, Жихарев, Кавос, Маркези, Мачиурлетти, Павел Первый, Паизиелло, музыка, парфюмерия, поставщики Высочайшего Двора
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments