bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Category:

Про музей и про людей. Часть первая.

Едва ли не более ста лет в российском обществе зрело намерение создать музей, в котором могли бы сочетаться цели образовательные с задачами эстетического, художественного воспитания и просвещения.

Образовательные возможности при преподавании изящных искусств и мировой истории культуры в Императорском Московском университете в XIX веке в части практической наглядности были весьма скудными и не соответствовали уровню теоретического преподавания этих курсов видными московскими профессорами. Профессор Карл Карлович Герц, читавший в ИМУ лекции по истории и археологии искусства, писал: "Красноречивейшее слово профессора не может представить воображению слушателя так ясно знаменитую статую или картину, как простой слепок или рисунок".

Переведенный в 1861 году в Москву из Петербурга Румянцевский публичный музей, помещавшийся в Пашковом доме на Моховой, не мог служить образовательной цели в полной мере, ибо случайно собранные в нем произведения мастеров не представляли целостности и не иллюстрировали главных этапов развития культуры и искусства. Нужен был музей с тщательно и систематически подобранными коллекциями.


Здание Румянцевского публичного музея и Румянцевской библиотеки. Фотография Митрейтера в Москве.

Митрейтер Торвальд Оскар (Торвальд Андреевич, Торвальд Андрей), [Mitreiter Torvald Oskar (Torvald Andreyevich)], датский подданный. Фотограф, владелец фотоателье. В 1879—1897 годах — фотограф, состоявший при Музеях. Его мастерская, называвшаяся "Венская фотография", находилась на углу Петровки и Кузнецкого переулка. Подготовил и издал альбом фотографий Музеев. С 5 ноября 1880 и мастерская, и звание фотографа Музеев было передано им жене, Марии Ивановне Митрейтер

Замыслы по созданию музея изящных искусств удалось в начале XX века осуществить Ивану Владимировичу Цветаеву, посвятившему его созданию 25 лет жизни - он умер через год после торжественного открытия музея. Цветаев привлек общественное внимание к задаче создания музея классического искусства в Москве, организовал сбор и собрал для этой цели денежные средства, добился выделения участка и постройки специального здания музея в центре Москвы, способствовал наполнению будущего музея подобранными коллекциями произведений искусства. Даже каждое из перечисленных дел были невероятно трудным, а Цветаев, который формально был только секретарем Комитета по сооружению музея, вел эту колоссальную организационную работу безвозмездно, сочетая ее с исполнением профессорских обязанностей в Московском университете, чтением лекций на Высших женских курсах и директорских обязанностей в Румянцевском публичном музее.

Цветаев, возглавив в 1889 году кафедру изящных искусств Московского университета, непосредственно столкнулся с дефицитом практического и иллюстративного материала, нужного для преподавания. Возникшая из насущной образовательной проблемы идея музея как учебно-вспомогательного учреждения для университета за время его создавания выросла в замысел возведения крупного центра, призванного способствовать "духовному развитию всех слоев общества". И замысел этот был воплощен максимально возможным образом.

Музей Изящных искусств им.Александра III был выстроен за 14 лет на месте пустыря в бывшем Колымажном дворе на Волхонке. Здание спроектировал архитектор Р.И.Клейн, вел строительство инженер И.И.Рерберг. Торжественное открытие Музея в присутствии императора Николая II произошло в конце мая 1912 года и было приурочено к празднованию столетия победы над армией Наполеона. В настоящее время это одно из самых величественных публичных зданий, выстроенных в Москве в неоклассическом стиле.



Залы музея сначала были наполнены преимущественно копиями, слепками с предметов классического искусства, представленных в знаменитых музеях мира. Исключение составляла значительная часть коллекции в залах Древнего Египта, пополненная купленной редчайшей частной коллекцией подлинников древнеегипетского искусства, собранных египтологом, хранителем Эрмитажа по Отделению древностей, заведующим собранием египетских и ассирийских памятников, Владимиром Семеновичем Голенищевым.


Часть коллекции древнеегипетских произведений искусства в доме В.С.Голенищева по адресу улица Моховая, дом 15 в Санкт-Петербурге. Фотография 1909 года.

Коллекция Голенищевым собиралась долгие годы. Продать ее заставил финансовый крах. Причины этого краха предстоит рассмотреть отдельно. Британский музей предлагал за коллекцию 500 тысяч рублей, но Голенищев хотел, чтобы его коллекция осталась в России. В результате почти семь тысяч предметов уникальной коллекции были куплены в казну в 1909 году за 365 700 рублей с большой рассрочкой по расчету. Предметы коллекции были переданы в Московский музей изящных искусств на постоянное хранение.

Увы, финансовые обязательства по этой сделке с Голенищевым российским правительством так и остались не выполненными: в 1914 году началась война, затем начались перевороты, к власти пришли большевики, которые все национализировали.

Отдельные подлинные предметы искусства дарились Музею частными жертвователями. В мае 1912 года, незадолго до торжественного открытия Музея, был преподнесен еще один подарок, заложивший основу формирования коллекции рисунка и графики. Это был альбом из девяноста шести рисунков старых европейских и русских мастеров живописи. Собрана коллекция была Сергеем Васильевичем Пенским, покупавшим рисунки на аукционах в Европе, в частности в Париже, в 1880-90-е годы, а дар преподнес наследник, племянник Григорий Александрович Пенский. Посредником при дарении выступал член Комитата по сооружению музея Ф.О.Шехтель.

Имя Пенского затерялось на страницах истории, а о его жизни известно мало.

Сергей Васильевич Пенский (1828-1910) происходил из смоленских дворян. Род Пенских был польского происхождения, велся с XVII века, а предки его приняли православие. Дед Богдан Алексеевич, дослужился до полковника. Вторым браком был женат на вдове Елене Васильевне Арсеньевой. Отец - отставной штабс-капитан, Василий Богданович Пенский. Мать, Анастасия Евлампиевна, умерла в 23 года в 1832 году, когда Сергею было 4 года. У него был старший брат Егор Пенский. Отец Василий Богданович был женат вторично, и у Пенских были сводные братья. Семья была достаточно богатая: в четырех уездах Пенский-отец владел несколькими тысячами десятин земли и почти 800 крепостных крестьян.

Вот как о втором браке Пенского-отца писал Соколов-Микитов:

"...Барыня Пенская была "что горностаюшка" - ловка и красива. Еще девушкой влюбилась она в князя Друцкого-Соколинского, а выдали ее насильно за богатого и некрасивого помещика Пенского. Мужа не любила, ненавидела крепостных, была же­стока и с родными детьми. Свою родную дочь толкнула так, что та на всю жизнь осталась хромою. Дворовых де­вок барыня Пенская порола собственноручно. <...> Схоронив мужа, будучи почти старухою, барыня Пенская вышла замуж за первого своего любовни­ка, князя Друцкого-Соколинского, и все имение Пенских перешло новому мужу.

Сам барин Пенский в молодости жил весело, пил и играл в карты. Под старость впал в богомольство. В его комнатах висели иконы, горели неугасимые лампады. Ба­рин не пропускал ни одной церковной службы. Отправля­ясь в церковь, останавливался на каждом шагу, молился. Богомольного барина ожидали в церкви, поп не решался начинать без него службу.

Умер барин Пенский в городе, а похоронили его в селе Мутишине. До последнего времени в церковной огра­де высился памятник на его могиле. У мраморного ангела, склонившегося над книгой, деревенские ребятишки отко­лотили нос".


"Барин" Василий Богданович Пенский умер в 4 ноября 1870 года. Похоронен в церковной ограде церкви Николая Чудотворца в Мытишине, где у него было имение. Как было бы хорошо увидеть этот отбитый мраморный ангельский нос! Но это невозможно: церковь, построенная в конце XVIII века, была взорвана частями вермахта в 1943 году и окончательно разобрана в 1960-х.


Церковь Николая Чудотворца в селе Мытишино - здесь в ограде хоронили Пенских. Фотография времен фашистской оккупации: слева виден фрагмент надписи села на немецком, сами оккупанты на дороге с мотоциклом. 4 января 1942 года.

Вдова отставного штабс-капитана Василия Пенского, Александра Александровна Пенская, действительно вышла замуж вторично за князя Андрея Никитича Друцкого-Соколинского, коллежского секретаря (10 класс Табели о рангах). Но брак этот продлился недолго, князь Андрей скончался 1 сентября 1872 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Среди других князей Друцких-Соколинских Андрей Никитич известен своим участием в тайном (и незаконном) венчании своего племянника, отставного коллежского асессора, князя Дмитрия Владимировича Друцкого-Соколинского с графиней Лидией Арсеньевной, по первому мужу Нессельроде, урожденною Закревской. Графиня Нессельроде вышла замуж вторично при живом муже. Этот брак стал основанием для отставки Закревского от должности Московского генерал-губернатора.

Но это все было позже.

Судя по дальнейшим обстоятельствам, перед вступлением во второй брак Василий Богданович Пенский выделил части имений умершей матери ее сыновьям малолетним на то время Егору и Сергею.

Братья Пенские не пошли в военные, а были определены в Александровский (до 1844 года Царскосельский) лицей. Сергей Васильевич окончил лицей в мае 1847 года с чином губернского секретаря (12 класс Табели о рангах). Об имениях его известно, что в 1839 году после смерти подпоручика Михаила Николаевича Семичева, мужа своей тетки Екатерины Богдановны, Пенский унаследовал имения в Брянском уезде Орловской губернии и Рославльском уезде Смоленской в сумме 2840 десятин земли с проживавшими на них 357 крестьянскими душами. Его старший брат Егор умер в 22 года в 1849 году, и Сергею Пенскому перешло от него по наследству сельцо Слизнево в Мещовском уезде Калужской губернии с 97 душами крестьян обоего пола.

О службе Сергея Васильевича Пенского мало что известно. В своей карьере он достиг лишь чина коллежского секретаря (10 класс Табели о рангах), и это значит, что он все же служил какое-то время.

Документально известно, что Сергей Васильевич Пенский, дворянин, губернский секретарь, до марта 1849 года служил в Хозяйственном департаменте Министерства иностранных дел в Петербурге. В марте он уехал в отпуск в свою деревню в Смоленскую губернию. Эти сведения содержатся в протоколе допроса одного из участников кружка петрашевцев, Европеуса Александра Ивановича. Как и Пенский, Европеус учился в Александровском лицее.


Либерал Александр Иванович Европеус.

В протокол допроса внесено замечание Европеуса, что Пенский не разделял взглядов петрашевцев. Себя же Европеус не относил к либералам, в протоколе дословно им сказано: "Я фурьерист, а не либерал", и далее: "Осуществления каких-либо политических идей я не желал". По прошествии времени можно сделать вывод, что просвещенные молодые люди собирались поговорить, пообедать, провозгласить тосты "1). за Фурье; 2) за знание действительности; 3). за распространение идей Фурье; 4). за дружбу и согласие между присутствующими". Чем заканчиваются такие разговоры, известно из истории, а на допросах многие почему-то перестают "желать осуществления политических идей".

Как видим даже из жизни Европеуса, далеко не всех, подобно Достоевскому, наказание за юношеские увлечения либерализмом или фурьеризмом отрезвило. Европеус и после отбытия наказания продолжил расшатывать основы государства российского.

По всей вероятности, Пенский не был привлечен к делу петрашевцев - больше о нем в деле никаких упоминаний нет. Еврорпеус в числе других участников общества был смертником в инсценировке смертной казни. По окончательному приговору он был отдан в солдаты.

В 1857 году А.И.Европеус в чине прапорщика вышел в отставку, после чего жил в имении матери, селе Княжеве Бежецкого уезда, Тверской губернии. В 1859 выезжал за границу, где встречался с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. Есть предположение, что Европеус был одним из тайных корреспондентов "Колокола". Был женат на Эмилии Вильямовне, урожденной Петч, которая в 1866-67 годах в связи с делом Каракозова, открывшего в 1866 году "охоту" террористов на императора Александра II, была выслана в Вятскую губернию. Выстрел Каракозова привел к реакции, выразившейся в том, что были проведены обыски и аресты сотрудников либеральных изданий, в числе которых оказалась и супружеская чета Европеусов.
Tags: Александр II, ГМ им. Пушкина, Голенищев, Друцкий-Соколинский, Европеус, Закревский, Клейн, МГУ, Митрейтер, Нессельроде, Николай II, Пенский, Румянцевский музей, Цветаев, либерализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как создавалась "история".

    История побега мадам Жадимировской с князем Трубецким от мужа в мае 1851 года задокументирована, и документы эти сохранились в жандармском архиве и…

  • "Черная вдова" из Английского магазина.

    Лавиния Жадимировская, сбежавшая от мужа в 1851 году с князем Трубецким, была из семьи итальянцев по фамилии Бравура. Итальянская опера эпохи…

  • "Исчезли юные забавы..."

    Графиня Антонина Дмитриевна Блудова, знавшая князя Сергея Васильевича Трубецкого еще в молодости и охарактеризовавшая его как человека доброго и…

  • Похождения героя-любовника как борьба с самодержавием.

    Еще в XIX веке, начиная с А.Герцена, либеральная печать традиционно представляла императора Николая I в карикатурном виде, приписывая различные…

  • Был в Москве частный мужской пансион Эннеса...

    22 января 1819 года Леонтием Ивановичем (Леопольдом Иоганном) Чермаком (Czermack) в Москве был открыт частный пансион для мальчиков. Чермак…

  • Бароны-самозванцы.

    Указ Николая II от 28 мая в 1900 года, введший в Российской империи законодательное положение, запрещающее внесение дворян-евреев в гyбернские…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments