bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Доказательство культуры.

В блоге Денис Викторович Драгунский поднял вопрос о том, "Как доказать, что высокая культура – нужна? Та культура, которая не приносит быструю прибыль и не доставляет быстрое удовольствие".
Преношу сюда свои рассуждения о культуре.
Нельзя доказать многое, чем мы в себе дорожим более всего. Недоказуема доброта, любовь, недоказуемо самопожертвование, милосердие, недоказуема красота заката, простор полей и гармония Гольдберг-вариаций Баха. Мир, где следует доказывать эти фундаментальные человеческие понятия, разлажен, находится в дисгармонии. Потому что культурный человек, воспитанный в культурной традиции и имеющий эту традицию в качестве собственного базового элемента мировоззрения, понимает естественность культуры. А тот, кого миновало счастье приобщения воспитанием и образованием, и кто смог не понять необходимость приобщения самостоятельно, тот скорей всего, лишен даже не столько знания, сколько чувства культуры. Вот когда последних становится больше, чем первых, когда они, внутренне понимая свою человеческую ущербность, но не признаваясь в этом даже самим себе, начинают говорить, что культура - это "отстой", когда Калибан начинает уничтожать мир людей и жечь книги Просперо, тогда наступает хаос, страх, пустота и человеческий кризис. Теряются ориентиры, исчезает понимание, исчезает организующая сила, упорядочивающая и поддерживающая.

У Олдоса Хаксли есть рассказ "После фейерверка". Там писатель Майлз Феннинг пытается приобщить к культуре молодую девушку Памелу, которая в него влюблена. Он приводит ее в музей в Риме. Девушка спрашивает его, зачем это нужно, смотреть в музее то, что осталось от древних римлян, ведь это не имеет к ней никакого отношения. И тогда Феннинг говорит, что культура - это познание и изучение предметов, которые не имеют к нам никакого отношения. Он говорит, что для того, чтобы понять смысл культуры, достаточно познакомиться с человеком, который культуры не имеет, и приводит сравнение: все равно как побывав в Сахаре, понять в чем смысл воды - и в том, и в другом случае предстанет скучная, бесплодная пустыня. Еще он говорит, что при полном отсуствии культуры любое явление и частный опыт воспринимается человеком, как неповторимое, значительное и уникальное, потому что этот опыт и событие не имеет связи с другими явлениями и изолированно. Душа может познать себя и окончательно стать собой только познавая то, чем она сама не является. И вещи, которые для нас не имели никакого значения становятся частью нас, а мы становимся частью того, чего было так далеко от нас. Так посредством познания того, что к нам не имело никакого отношения, мы становимся людьми, понимающими культуру, живущими культурой.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments