bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Ваза Боргезе.

Совершенные формы греческих ваз-кратеров для смешивания вина с водой вдохновляли римских скульпторов. На основе этих форм были созданы обе вазы, впоследствии получившие собственные имена их знатных римских владельцев. Античные римские вазы представлены двумя известными вазами: Медичи и Боргезе. Ваза Медичи находится в галерее Уффици, а ваза Боргезе - в Лувре. Обе являются подлинными произведениями искусства. Обе украшали сады на виллах кардиналов, собирателей антиков, первая - кардинала Фернандо Медичи, вторая - кардинал-племянника Сципиона Боргезе. Сципион Боргезе был родным племянником Папы Павла V (Камилло Боргезе)

Спипион Боргезе был одержим страстью коллекционирования произведений искусства, а полученная им от Папы-дяди должность кардинала-племянника позволяла ему эту страсть удовлетворять: он обладал полномочиями приобретать их за бесценок либо конфисковывать. Именно Сципиону Боргезе история искусства обязана проявлению гения скульптора Джованни Лоренцо Бернини. В галерее Боргезе сейчас выставлены всем известные неповторимые и неподражаемые творения Бернини "Аполлон и Дафна" и "Похищение Прозерпины". Там же представлен скульптурный портрет покровителя Бернини - Сципиона Боргезе:


Джованни Лоренцо Бернини "Портрет кардинала Сципиона Боргезе", Рим, 1632. Из экспозиции музея Галерея Боргезе, Рим.

Пользуясь предоставленными возможностями, Сципион Боргезе значительно увеличил владения семейства Боргезе и собрал огромную коллекцию произведений искусств. В коллекции была мраморная ваза-кратер украшенная резным барельефом, изображающим вакхические сцены с богом Дионисом, греческим богом пьянства и вина, его женой Ариадной, играющей на лире, фавнами, вакханками и менадами.

Ваза Боргезе, как и ваза Медичи была обнаружена в бывших садах Саллюстия, расположенных некогда на холме Пинчо. Нахождение вазы датировано 1566 годом. Ваза изначально была снабжена двумя ручками, прикреплявшимися к тулову маскаронами в виде голов Силенов, но ручки были утрачены. По времени создания вазу Боргезе относят ко второму-третьему веку до нашей эры.


Ваза Боргезе. На переднем плане маскароны в виде голов воспитателя, наставника и спутника Диониса - Силена, служившие основанием для ручек. Над маскаронами сцена, в которой пьяного Диониса, уронившего винную чашу, поддерживает фавн. Из собрания музея Лувр, Париж


Фрагмент барельефа вазы Боргезе с Дионисом, Ариадной, играющей на лире и танцующим фавном. У их ног участвует в общем веселии "неведома зверушка"


Танцующий фавн, опирающийся на маскароны в виде голов Силена, и наяды. Веселье в полном разгаре. Над их фигурами вьется неувядающая 24 века виноградная лоза

Размеры вазы Боргезе около 1,72 м в высоту и 1,35 м в диаметре. Ваза поступила во владение семейства Боргезе в 1645 году и оставалась у них до 1808 года. В 1803 году глава рода Боргезе, князь Камилло Боргезе, вступил в брак с Полиной Бонапарт, сестрой захватившего Италию императора Наполеона. Представители аристократической элиты Италии нередко сочувствовали идеям наполеона и подчинялись силе с легкостью плебеев.

Под давлением своего нового родственника Боргезе вынужден был продать наследие своих предков - коллекция из 695 предметов была приобретена императором Наполеоном за астрономическую сумму в 13 миллионов франков, и с 1811 года ваза Боргезе хранится в Лувре. Следует отметить, что из обещанных 13 миллионов франков князь Боргезе получил только 8. Наверное, Наполеон не счел нужным быть честным со своим шурином. Сейчас собрание Боргезе составляет основу античной коллекции Лувра и является ее главным украшением.

Во время военных кампаний Наполеон вывозил во Францию шедевры искусства для пополнения коллекции Лувра, который с 1803 по 1815 годы носил имя императора Наполеона. В Риме Наполеон существенно уменьшил собрания Музеев Ватикана и Капитолия.

Еще до покупки Наполеоном ваза Боргезе и ваза Медичи, были копированы для Версаля как образцы, достойные украшать королевскую резиденцию. Копии ваз были использованы французскими скульпторами при оформлении королевской резиденции в XVII веке. В Англии форма и вакхический сюжет вазы Боргезе тоже были предметами копирования и созданию новых предметов в нео-аттическом стиле.


Две керамические вазы классической формы Медичи, выполненные на заводе Веджвуда и украшенные барельефами, написанными в стиле вакханалии с вазы Боргезе. Веджвуд. 1795 год. Из собрания Национального музея Ливерпуля, Великобритания.

В конце XVIII- начале XIX века вазы-кратеры с использованием различных мотивов в оформлении тулова были очень популярны. Так, в описании кладовых Эрмитажа, выполненном Дмитрием Васильевичем Григоровичем можно встретить украшения для камина в виде двух ваз боргезской формы, имевших тулово фарфоровое синего цвета, украшенное прорезной бронзой. Или вот ваза


Ваза-кратер с "малахитовым" фоном, украшена изображением четырех гренадеров Роты дворцовых гренадер в тронном зале императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, 1830 год. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Малахит нарисован на фарфоре.

Известный итальянский художник-гравер XVIII века, Джованни Баттиста Пиранези, составивший полную картину античных памятников, обнаруженных в его время, выпускал с 1768 года для знакомства публики с антиками из собственного собрания и других коллекций отдельные гравюры с их изображениями. В 1778 году, уже после смерти художника, эти разрозненные листы были собраны в два тома и изданы его сыном Франческо.


Сцена Диониса с барельефа вазы Боргезе. Гравюра Д.Б.Пиранези.

Каждый лист снабжался описанием изображенного предмета, пояснением о его происхождении и владельце, а также посвящался определенному лицу в знак почтения или дружбы. Гравюры, изображающие вазу Медичи и вазу Боргезе были посвящены Ивану Ивановичу Шувалову.


Гравюра Д.Б.Пиранези. Лист с изображением вазы Боргезе с посвящением "Его Превосходительству господину генералу Шувалову..." далее следует перечисление всех чинов и званий Шувалова. Собрание ГМИИ им.Пушкина

Доверившись точному глазу художника, мы можем сравнить пропорции силуэтов обеих ваз:


Ваза Медичи и ваза Боргезе на листах Пиранези.

Отличия в пропорциях есть, но их нельзя считать существенными, если, конечно, не принимать во внимание утерянные вазой Боргезе ручки. Декор ваз составляет их художественную ценность. А разница между вазами в именах выражает борьбу тщеславий между теми, кто этими вазами владел.
Tags: Боргезе, Веджвуд, Лувр Бернини, Медичи, Пиранези, Рим, Шувалов, античность, искусство, мифология, фарфор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Право переписки.

    О переписке и почтовых адресах заключенных в эпоху коммунистических репрессий. Знакомство с делом репрессированного родственника подобно окну в…

  • Об идеале, красоте и поэзии.

    Третий сын императора Павла I, великий князь Николай Павлович, женился 1 июля 1817 года на своей четвероюродной сестре Шарлотте Прусской, за неделю…

  • Предметы и вещи (№2)

    Большая севрская ваза Большая Севрская ваза (номер в каталоге Эрмитажа Э-6716) находится в Белом зале (289). Она не просто большая, она огромная.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments