bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Category:

Ботеризм.

"Художника привлекают определённые виды форм, но он не знает почему. Вы принимаете эту позицию интуитивно, и только потом пытаетесь её рационализировать или даже оправдать", - это позиция колумбийского последователя фигуратизма Фернандо Ботеро, и она объясняет творчество "художника" как акт бессознательного. В свою очередь и человек, смотрящий на творение, тоже следует своему бессознательному импульсу - принимать, и только потом рационализировать. У моего бессознательного принимать не получается, а мое сознательное рационализирует: пытается понять, зачем это тут?

Фигуратизм Ботеро представлен в Галерее искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А.С.Пушкина творением под названием "Женщина с зеркальцем".


Фернандо Ботеро, "Женщина с зеркальцем". 1976 год. Бронза. В ГМИИ с 1994 года (дар автора).

Если следовать мысли, что любить - это значит хотеть прикасаться, то на фигуре явно отмечена результатом множественных прикосновений и отполированная, лишенная патины, самая "любимая" часть "Женщины с зеркальцем". Кто ее отполировал, не известно, но по все вероятности, тайком к ней прикасается то ли часть любящей публики, посещающей Галерею в ГМИИ, то ли персонал... От любящей публики фигура защищена ограждением, но разве любви могут служить препятствием веревочные ограждения?!.)

О своих работах автор говорит: "Кого бы я ни писал — женщину, мужчину, собаку или лошадь, — я всегда делаю это с идеей объёма, а не потому, что одержим толстяками". У автора своеобразное представление об объеме - он явно считает, что объем - это много. Его стиль даже получил название "ботеризм", поскольку это явление в XX-XXI веке приняло значительные масштабы не только по "объемам", но и по численности: "объемных" работ выполнено приличное количество - более 3000 картин и более 200 скульптур. Иметь в урбанистическом ландшафте "объемы" Ботеро стало шиком.

Лучший способ заявить о себе - это подарить свою работу. Почти такая же "Женщина с зеркальцем" была подарена не только Пушкинскому музею в Москве, но и городу Мадриду:


Скульптура "Женщина с зеркалом", выполненная Ботеро в 1987 году и подаренная им Мадриду в 1994-м году. Мадрид, площадь Колумба.

Сам автор, которому в будущем году будет 90 лет, считает себя "самым колумбийским художником", правда предпочитает жить в Париже, Монте-Карло, Нью-Йорке или в Тоскане, где в своей литейной мастерской он выполняет крупные скульптурные работы.

Фигуры Ботеро не вызывают отвращения, их нельзя назвать безобразными, но прекрасными их назвать язык тоже не повернется. Автору удается как-то удерживать баланс между гротеском и образом. Целый ряд работ его представляет собой карикатурные изображения известных портретов известных мастеров изобразительного искусства.


Вот этот уродец называется Папа Лев X (по Рафаэлю), написан он по картине Рафаэля "Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси" (1518 год), хранящейся в галерее Уффици во Флоренции.

Показав уродца от Ботеро, неправильно было бы не привести оригинал репродукции Рафаэля:


"Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси" — картина Рафаэля Санти, написанная около 1518 года. Хранится в галерее Уффици, Флоренция.

Тоже с зеркальцем?)

Галереи в своих коллекциях стремятся подражать и включают в собрание работы тех авторов, которые есть у законодателей галерейных мод. Ботеро стал модным на Западе, что равносильно признанию его искусства и высокой стоимости его работ. Но искусство - это явление качественное, а не количественное. Оно не подчиняется принципам строительства коммунистических союзов - демократическому централизму.

Если бы "Женщины с зеркальцем" Ботеро не было в Пушкинском музее, я вряд ли обратила бы свое внимание на этого "одного из самых богатых художников мира". Мир современного искусства допускает глумление над мастерами, в мире модно стало не любить Рафаэля, да Винчи, Тициана... и любить тех, кто "пачкает Мадонну Рафаэля" - это весело, это прикольно, это забавляет! Труд, гениальность, талант - вещи слишком серьезные для нынешнего легкомысленного мира. Прикольное, пошлое, уродливое теперь в моде и хорошо оплачивается. Достаточно вспомнить Петра Первого работы Шемякина в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга...

Афоризм Оскара Уайльда, в котором он обозначил способы нелюбви к искусству, гласит: "Существуют два способа не любить искусство. Один из них заключается в том, чтобы его просто не любить. Другой в том, чтобы любить его рационально". Уайльд - известный любитель и выразитель парадоксов, и из его слов следует, что любить рационально - это не любить. Как было бы все просто, если бы это было так, как говорил Уайльд.

Его современник и соотечественник, Бернард Шоу, который тоже любил хорошо сказать, считал, что "Великое произведение искусства - это мучительная победа гениального ума над гениальным воображением". Приведенный портрет кисти Рафаэля и уродец от Ботеро хорошо показывают отличие Великого от другого. Великое творение и гениальность унизительны для ничтожества, а уродец - он свой, близкий, понятный, родной...
Tags: Ботеро, ГМИИ, искусство
Subscribe

  • Не сошлись характерами.

    Вероятно именно через Сергея Афанасьевича Живаго Генрих Шлиман познакомился с семейством своей будущей жены Екатерины Петровны Лыжиной. В некоторых…

  • Нарушенное завещание Павла Третьякова.

    Павел Михайлович Третьяков в 1892 году передал в дар городу Москве две коллекции живописи - свою и своего брата, Сергея Михайловича. Коллекции…

  • Посещение музея.

    Майская погода в длинные праздничные выходные располагала к посещению музеев. Вспомнили, что давно не были в Галерее Европейского искусства ГМИИ им.…

  • Фаберже как культурное явление.

    Внимание к продукции, фирме и имени Фаберже преувеличено на фоне интереса некоторой части общества к истории гибели Российской империи и возросшего…

  • Про музей и про людей. Часть третья.

    Охоты и охотники В 1850-е годы Сергей Васильевич Пенский много времени проводил в своем имении Трехбратское под Рославлем и круг его забот был…

  • Про музей и про людей. Часть вторая.

    Московские адреса Пенского. В 1855 году губернский секретарь Сергей Васильевич Пенский, проживал в Москве, в Арбатской части на Пречистенке в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments