bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Свенский монастырь.

Считается, что Свенский монастырь был основан в 1288 году. Расположен он на высоком живописном берегу реки Десны напротив места впадения в нее притока Свинь в четырех верстах от некогда уездного города Брянска Орловской губернии. До середины XVIII века назывался он по имени реки Свинским, а затем, должно быть из-за неблагозвучности, был переименован в Свенский, да и речка тоже стала называться Свенью.

Легенда об основании монастыря изложена была в сказании, распространенном в списках XVI-XVII веков, один из которых хранился до революции в Орловском епархиальном музее. По этой легенде правивший в XIII веке в Брянске князь Роман Михайлович ослеп и, желая исцелиться, послал гонца в Киево-Печерский монастырь с просьбой прислать ему икону Печерской Божией Матери, известную многими чудодейственными исцелениями. Архиепископ монастыря откликнулся на просьбу князя и отправил образ Чудотворной с сопровождающими. Когда проплывали на ладье по Десне напротив впадения в нее Свини, ладья стала на одном месте, и гребцы, сколько ни пытались, не могли сдвинуть ее ни вверх по течению, ни вниз. Решили причалить к берегу на ночь. Утром, взойдя на ладью, не обнаружили они там иконы Богоматери. Бросились искать по окрестностям и нашли на другом берегу Десны. Икона чудесным способом оказалась на дубе.

Сообщили князю в Брянск о случившемся. Князь восстал с болезненного своего одра и повелел звонить во все колокола, собрал всех епископов, игуменов и прочих священников, отправился с ними к месту, где обнаружена была икона. Подойдя к ней, стал он истово молить Божию Матерь, чтобы даровала она ему зрение, и тогда случилось чудо - князь прозрел. Помолившись, на радостях стал он валить деревья, чтобы возвести на этом месте храм в честь Божией Матери. С тех пор и появилась на этом месте монастырская обитель. Вокруг обители со временем выросло село Супонево, которое сейчас находится в черте города Брянска близ трассы, ведущей на Гомель и Рославль.

Действительно в указанное время княжил в Брянске князь Роман Михайлович и были в то время в городе черниговские епископы.

Кроме легенды никакими свидетельствами не подтверждается, что монастырь был основан в конце XIII века. Но косвенным свидетельством можно считать существование в монастыре иконы Свенско-Печерской Божией Матери, датированной XIII веком по времени ее написания.

Икона свенской Божией Матери.png
Свенско-Печерская Божия Матерь XIII век. Печерско-Свенская чудотворная икона Божией Матери находилась в Свенском монастыре до 1925 года Она была вывезена в Москву членами Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым. Икона была вывезена для реставрации, но так и не вернулась в Свенский монастырь. Сейчас она входит в собрание Государственной Третьяковской галереи.
На иконе изображена восседающая на престоле Богородица с младенцем на руках в предстоянии преподобных Антония и Феодосия Печерских. Икона является выполненным в XIII веке списком с портрета Печерских ктиторов с включением в композицию образа Богоматери, принесенного в Киевско-Печерскую лавру из Константинополя. По преданию, сама Пресвятая Богородица во Влахернском храме вручила свой образ четырем строителям Успенского собора Киево-Печерской Лавры, которые в 1073 году принесли икону преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Киево-Печерская икона – одна из древнейших явленных икон в Русской Православной Церкви. В XX веке оригинал иконы исчез после взрыва Успенского Собора в ноябре 1941 года.


Если Свенский монастырь действительно и существовал со времен княжения Романа Михайловича, то в истории этот период покрыт мраком и нет сведений о том, как он жил почти триста лет. Учитывая, что располагался монастырь в юго-западных пределах Московского государства, можно только предполагать, сколько раз он был разграблен, сожжен, стерт с лица земли, и сколько раз ему приходилось возрождаться из пепла. Исторические сведения об обители содержатся со времен Ивана Грозного.

После успешной войны Ивана III с Литвой в 1500-1503 годах большая часть нынешней Брянской области вошла в состав Московского государства. Это была рубежная, пограничная юго-западная его часть. Естественно, что расположенный в приграничной полосе Свенский монастырь подвергался вражеским набегам и опустошениям. В 1583 году его разорил витебский воевода Пац, в 1607 году на него напали отряды Лжедмитрия, затем монастырь опустошили отряды польского короля Яна Казимира II, в 1664году разорили крымские и ногайские отряды. После Переяславской Рады в 1681 году указом царя Федора Алексеевича монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре. По описи при передаче монастыря лавре в монастыре было 29 келий, больница, службы, "ограда деревянная; половина ея крыта тесом, а другая половина забрана забором со столбами".

За несколько веков в обители сформировался великолепный архитектурный ансамбль, состоявший из четырех храмов и одной колокольни. Ансамбль включал в себя соборный храм в честь Успения Богородицы, Сретенскую надвратную церковь, церковь в честь святых Антония и Феодосия Печерских, надвратную церковь Спаса Преображения. На территории монастыря была келия Петра I, по преданию останавливавшегося в монастыре. Территория монастыря позже была обнесена каменной стеной. Она имела форму неправильного восьмиугольника и повторяла элементы рельефа местности. По углам располагались шесть башен высотой до 12 метров. Высота стен достигала 7 метров, а длина — почти 800. В таком виде он существовал до начала XX века.

Архитектурный ансамбль Свенского монастыря сформировался в XVIII веке и оставался таким до его запустения в 1920-е годы. Главный вход в монастырь в северной стене через Святые ворота был устроен в надвратной Сретенской церкви, выстроенной в смешении стилей "нарышкинского" и малороссийского барокко. Необычен был нижний ярус здания с несколько повышенной центральной частью и арками ворот.

Икона свенской Божией Матери.png
Общий вид Свенского монастыря конца XIX века. В центре трехглавая Сретенская церковь, расписанная фресками, слева за ней виднеется башня церкви святых Антония и Феодосия Печерских, справа от Сретенской церкви - пятиглавый Успенский собор. По бокам находятся две башни окружающей монастырь стены.


Сретенская церковь, Святые врата, Успенский собор Свенского монастыря. Фотография 30 мая 2021 года.

Строительство каменных соборов Свенского монастыря было начато еще при Иване Грозном. По заказу и на средства царя был заложен в 1566 году большой крестово-купольный пятиглавый Успенский собор. Но он был поставлен на непрочном береговом откосе, отчего здание собора обрушилось уже через год от начала строительства. Его сооружение было завершено лишь в 1578 году. Тогда он имел тесовую кровлю и три деревянные паперти. Существовавшее до 1930 года здание храма было возведено при императрице Елизавете Петровне по проекту архитектора Ивана Федоровича Мичурина.

Успенский храм свенского монастыря.png
Успенский соборный храм Свенского монастыря. Фотография начала XX века. Храм был взорван в 1930 году


Успенский храм Свенского монастыря. Фотография 30 мая 2021 года.

Барочный пятиглавый, четырехстолпный, центрический, без апсид, крестообразный в плане, с обособленными угловыми частями, с главным входом в закругленном выступе, украшенном колонным портиком Успенский собор был возведен в 1749-1758 годах. По характеристике И.Э.Грабаря, "Необыкновенное впечатление производила внутренность собора, залитого светом, лившимся из огромных окон, главного купола и световых глав. Прекрасна была обработка хоров при помощи гигантского деревянного декоративного панно, искусно вырезанного большим скульптором-самородком. Панно изображало кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Народная фантазия подсказала автору сочетание реализма и фантастики, полностью отвечающее библейскому сказанию".


Фрагмент резного фриза "Иона с китом" из Успенского собора Свенского монастыря. Фотография начала XX века.

В собор вели три портала, двери для которых были подарены монастырю еще при возведении старого храма в середине XVI века князем Иваном Федоровичем Мстиславским на поминовение его родителей: князя Федора и княгини Анастасии. Особый интерес представляли в храме северные и западные двери.


Западный портал Успенского собора с дверьми XVI века

При установке этих дверей, являвшихся бесценным памятником старины, в новый барочный Успенский храм пришлось подгонять дверные проемы под размеры этих дверей. Древние железные двери художественной ковки были украшены ажурным просечным орнаментом. Эти старинные двери, две из которых сохранились полностью, другая пара фрагментарно, находятся в музее-заповеднике в Коломенском, еще одни в Брянском краеведческом музее, причем одна створка только фрагментарно сохранилась.


Общий вид западных дверей Успенского храма Свенского монастыря и увеличенный фрагмент дверей. Фотографии выполнены в начале XX века Д.Ю.Морицем

Внутри храма находился величественный семиярусный иконостас XVII века с крупными резными фигурами святых в верхнем ярусе. Этот иконостас также был перенесен в барочный храм из старого. Отделка иконостаса представляла собой роскошный по изобилию резных украшений образец, исполненный в стиле "белорусской рези". Он был исполнен белорусскими резчиками, воспитанными на образцах стиля барокко, распространенных в Польше, на Украине и в Белоруссии в XVII - первой половине XVIII веков. Белорусские резчики, "сницари", показали себя большими мастерами. создававшими колоссальные резные композиции, отличавшиеся красотой и торжественностью.


Фрагменты величественного и навсегда утраченного резного иконостаса Успенского храма Свенского монастыря. Фотографии начала XX века выполнены

Техника того времени не позволяла сфотографировать весь иконостас, поэтому нам на память сохранились только фотографии его отдельных участков и фрагменты, которые не могут передать красоту и причудливость резьбы. К сожалению, это все, что от него осталось.

По преданию при Иване Грозном в монастыре появились также каменный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и столпообразная колокольня. Храм — небольшой, одноглавый, на подклете, с примыкающей обширной одностолпной трапезной. Он неоднократно перестраивался и из-за ветхости и до XIX века выполнял роль монастырской трапезной, был теплым храмом, где находилась великолепная изразцовая печь. От старого храма в руинированном виде в начале XXI века оставались подклет и часть стен.


Церковь святых Антония и Феодосия Печерских. Начало XX века


Церковь святых Антония и Феодосия Печерских. Фотография 30 мая 2021 года.

Колокольня была возведена в XVI веке, а в XVII веке приобрела шатровую форму, объединив массивный десятигранник в основании и более легкий суженный восьмерик, звон которого был увенчан шатром со слухами и маленькой главкой. На колокольне было девять колоколов больших и малых, а самый большой, двухсотпудовый, висел на козлах у земли отдельно. Сегодня колокольню тоже можно видеть лишь на старом снимке.


Колокольня Свенского монастыря. Разрушена взрывом в 1930 году.

Четвертой была церковь Спаса Преображения, в окончательном виде возведенная в 1742 году над западными ярмарочными воротами в переходном стиле от барокко к классицизму. В селе при монастыре с первой половины XVII века проводилась ярмарка и через западные ворота можно было выйти на ярмарочную площадь. Десятидневный торг ежегодно проводился у западной монастырской стены. На ярмарку в Свенский монастырь съезжались не только русские купцы, но и иностранцы, особенно греки. Ярмарка начиналась в праздник Успения и продолжалась месяц. В 1749 году Коммерц-коллегия указала начинать ее 1 сентября, а в 1790-1864 годах она проходила с 6 октября по 1 ноября. После 1864 года ее перенесли в Брянск.

После революции 1917 года судьба монастыря, как и многих культовых сооружения была предрешена. Церковные ценности ещё к лету 1922 года были изъяты и сданы в Гохран. 8 июля 1924 года монастырь был закрыт. Новым владельцем стала детская колония, которая внесла свою лепту в окончательное разрушение монастыря.

Я уже упоминала, что рядом с Успенским собором находился небольшой каменный домик, в котором якобы Петр I останавливался во время посещений обители. По преданию, именно отсюда он отправился на битву под Полтавой. Считается, что именно здесь Петр I узнал, что "гетман Мазепа изменил".


Муляж келии Петра I в Свенском монастыре. Фотография 30 мая 2021 года.

Домик долго оберегали, пока в 1920 году в монастыре не организовали Свенскую детскую колонию. В декабре 1924 года московская комиссия по обследованию архитектурного ансамбля отмечала плачевное состояние домика Петра. Скоро его окончательно разрушили. В своё время Свенская обитель обладала ценным книжным собранием, которое после революции также было расхищено.

В конце 1920-х годов началась активная антирелигиозная кампания. В Брянске она выразилась в публичной газетной агитации. Например, газета "Брянский рабочий" регулярно публиковала статьи, обличающие религиозные учреждения и служителей культа. В газете регулярно появлялись статьи под такими заголовками: "Заглушим пасхальный звон", "За ликующим перезвоном пасхальных колоколов скрывается хитрое лицо классового врага", "Выполняем волю рабочих. Брянск − город без колокольного звона".

А в 1930 году в Свенский монастырь прибыла бригада подрывников, возглавляемая Я.П.Рыхловым - выполнять "волю рабочих". Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских, строения XVIII века, и шатровая колокольня, заложенная при Иване Грозном, во имя "светлого будущего" и торжества мировой революции были варварски взорваны.


Руины Свенского монастыря до его восстановления.

С конца 1970 года началась реставрация уцелевших Сретенской и Спасо-Преображенской церквей, некоторых других зданий и ограды монастыря, а в 1992 году он был возвращён православной церкви. Сейчас практически все восстановлено. Разумеется, Успенский храм 100% сделан заново и даже не соблюдены пропорции, присущие старому храму, сделанному по проекту Мичурина. Новоделом будет и колокольня. Нельзя сравнить с прежним и новый иконостас, сияющий пластиком, новыми образами и синтетическими красками.


Фрагмент иконостаса Успенского храма Свенского монастыря. Фотография 30 мая 2021 года.

Но уж лучше так, чем запустение, руины, детская колония...

Вкладная книга монастыря сохранила нам имена жертвователей. Это славные фамилии представителей славных родов России: князей Трубецких, Серебряных, Мстиславских, Мещерских, Засекиных, Масальских, дворян Тучковых, Салтыковых, Жемчужниковых, Похвистневых, Бахтиных, Воейковых, Дашковых, Гринёвых, Стрешневых, Небольсиных, Плещеевых, Алымовых, Неплюевых, Унковских, Тютчевых.


Надгробные памятники на кладбище Свенского монастыря на месте захоронения И.А. и Д.И. Тютчевых, предков поэта Федора Ивановича Тютчева, родившегося в Овстуге 5 декабря 1803 года. Все утрачено.

Кстати, усадьба Тютчевых, имение Овстуг, находится совсем недалеко от Свенского монастыря по дороге на Рославль. Усадьба Овстуг сейчас тоже восстановлена.
Tags: Свенский монастырь, Третьяковка, Тютчевы, иконопись, православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment