bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Из письма к другу.

Здравствуй, дорогой Иннокентий!
Я посмотрела расселовского "Малера" и должна сказать сильное спасибо, что ты меня на это подвиг. Образы фильма еще не оставляют меня, но сейчас я уже могу сформулировать какие-то мысли о нем. Прежде всего, замечательно, что искусство кино еще существует. Первое впечатление – это то, что для меня фильм импрессионистский. Как и "Влюбленные женщины". Я только "Листоманию" не могу смотреть, как завзятая "обывательница" и "жирная буржуазная свинья":)
Понимаешь ведь, "что это только мое частное мнение для меня самой" как всегда). Удивление фильмом почувствовалось сразу. Все что мне оставалось в дальнейшем, только наслаждаться и опасаться, что режиссеру не хватит сил выдержать все в этом стиле до конца. Говорю об этом, потому что так бывает: начало фильма многообещающее, но все выдержать не удается. Удалось!
Конечно, ты совершенно прав, какая это биография?!! Но уж если "Листоманию" могут назвать "как бы" биографией:)...
Как можно так глупо анонсировать фильмы. Все эти писатели аннотаций - полные профаны. Если не сказать сильнее… Все ощущения сразу не передам, скажу то, что мне кажется очевидно: сама композиция фильма, когда осью сюжета является поездка четы Малер в поезде в течение нескольких часов, после возвращения из Америки, дает возможность свободы для создания «дерева» фильма. Спонтанно возникающие у Малера воспоминания, видения и музыкальные мысли – эти «ветви», меня лично наводят на ощущение бесконечности, бесчисленности глубин творчества Малера.
В начале фильма, когда происходит этот взрыв пламени на воде, сразу понимаешь, куда попала. И это уже не "листоманская" экстраваганца.
Малер мальчик, такой зависимый и такой внешне (мне именно кажется подчеркнуто внешне) эмоциональный, и Малер знаменитый с тонким лицом, порой внешне бесстрастным, но очень напряженный внутри. Это два полюса, разность потенциалов. Эта полярность сохраняется и в отношении Альмы. От прекрасной заботливой супруги и матери до карикатуры. Что ж, в этом для меня весь Малер: в самый трагический и катастрофический миг в его музыке проявляется, зарождается хохот. Как мне кажется, есть только очень немногое, что не подлежит осмеянию. все остальное - подлежит).
Сцена похорон – великолепна. Специально еще раз пересмотрела. Очень развеселила сцена с Козимой! Я не сразу, а с трудом нашла аналогию. Проснувшись утром, вдруг поняла, что это сцена вынужденного грехопадения, равно как смешная, пародийная история Сонечки Мармеладовой. Потеря чистоты и невинности, неизбежная. Трагизм в форме иронии. Вариантов отношения множество, здесь же, у Рассела мной воспринимается, как реализованное чувство долга.
Не знаю, но в символике фашизма я не вижу никакого глумления над Вагнером. Мне вновь кажется, что Рассел провоцирует этой символикой, навязывает связь:) Рассел мной воспринимается как трикстер.
Источником человеконенавистничества может быть все, буквально. Например, религиозное ханжество, самодовольство "жирных свиней". Как говорил А.П. "Кто жил и чувствовал, не может в душе не презирать людей". Но разве Пушкина причисляют к экстремистам?:)
Как мне кажется, определением источника разных идей, приведших к человеческим катастрофам, люди пытаются снять с себя ответственность за содеянное. Делается это постфактум и, на мой взгляд, с целью не предупредить в будущем, а оправдать в прошлом. Снятие чувства вины. Лучше бы уж исповедывались и покупали индульгенции. Формализация предпочтительней в сокращенном варианте, а не в виде лицемерных словоизлияний.
Я тебе, милый Иннокентий, еще не говорила, но не считаю комплексы вредом для личности. Я говорю не о психиатрической патологии. Комплексы, искажающие – да, искажают, деформируют, разрушают. А вот просто комплексы, как стеснительность, социальное мышление, рефлексия – нет. Все это, напротив, неестественно не иметь. Это то, что делает нас неповторимыми, уникальными, и эти комплексы, на мой взгляд, следует любить. Но это лирическое отступление. Вот сразу возникло еще одно: утром по непонятному побуждений, но, бесспорно, в связи с Малером, пошла достать моего вечно любимого писателя, которого я могу читать как угодно, с любого места и в любой последовательности – Кундеру. Взяла Нарушенные завещания, открыла и сразу натолкнулась на его размышления о стыде. « …стыд: эпидермическая реакция, направленная на защиту личной жизни….» Я еще не знаю, при чем тут Малер + Кундера, но для меня при чем-то. Есть смутная недодуманная мысль, что это может быть связано с размышлением о романе. У Рассела - кинороман. Но, дорогой мой друг, у меня вновь получается слишком много лирики.
Ну, много еще о чем можно говорить, например тема «смерть, как прощание», или «Я дирижирую, чтобы жить, а живу, чтобы сочинять», «тень»,… Правда, много. Лучше потом поговорим. Я просто хотела поблагодарить тебя, а написала много о кино. Но фильм мыслительный.
Tags: Кен Рассел, Малер
Subscribe

  • Не сошлись характерами.

    Вероятно именно через Сергея Афанасьевича Живаго Генрих Шлиман познакомился с семейством своей будущей жены Екатерины Петровны Лыжиной. В некоторых…

  • Об уязвимости образа.

    Когда я давным-давно впервые читала роман Достоевского "Братья Карамазовы", то не могла в полной мере постичь и объяснить себе реакцию Алексея на тот…

  • Дом на углу Мансуровского переулка и Пречистенки

    Люди любят романтические вымыслы, украшающие беллетристику. Однако при изучении прошлого, при погружении в историю неприятно вместо стремления узнать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Не сошлись характерами.

    Вероятно именно через Сергея Афанасьевича Живаго Генрих Шлиман познакомился с семейством своей будущей жены Екатерины Петровны Лыжиной. В некоторых…

  • Об уязвимости образа.

    Когда я давным-давно впервые читала роман Достоевского "Братья Карамазовы", то не могла в полной мере постичь и объяснить себе реакцию Алексея на тот…

  • Дом на углу Мансуровского переулка и Пречистенки

    Люди любят романтические вымыслы, украшающие беллетристику. Однако при изучении прошлого, при погружении в историю неприятно вместо стремления узнать…