June 12th, 2021

Фамилия Кобы.

Считается, что революционер-большевик Иосиф Джугашвили стал именоваться фамилией Сталин с 1912 года. В том же году началась его политическая карьера - по рекомендации Ленина он был заочно кооптирован в состав ЦК РСДРП(б) и Русского бюро ЦК. Заочно, потому что Сталин на пленуме ЦК РСДРП не присутствовал. В начале года он был в ссылке в Вологде, откуда бежал 28 февраля 1912 года. Но в апреле 1912 года он вновь был арестован и отправлен в очередную ссылку в Нарын Томской губернии, откуда вновь успешно сбежал и по поддельному паспорту выехал за границу. В Кракове он встретился с Лениным, затем направился в Вену, куда приехал под именем Ставроса Попандопулуса.



В Вене Сталин познакомился с Троцким, жившим там с 1907 года тоже после побега из ссылки. По воспоминаниям Троцкого и Вейланд, Сталин в Вене бывал у Матвея Скобелева, а в начале 1913 года он проживал в семье Трояновских в районе Майдлинг на улице Шенбруннершлоссштрассе, дом 20, где работал над написанием своего первого марксистского теоретического труда - статьи "Марксизм и национальный вопрос". Эту статью он написал по настоянию Ленина. Сталин в письме от 2 февраля 1913 года писал об этом в Петербург Роману Вацлавовичу Малиновскому: "Здравствуй, дружище. Пока сижу в Вене и … пишу всякую ерунду".

После публикации статья стала популярна среди большевиков и принесла Сталину авторитет "специалиста" по национальным вопросам. Фактически статья эта представляла собой компиляцию из работ К.Каутского и О.Бауэра, содержала ряд неточностей и ошибок. Сам факт публикации и принятия в качестве вклада в теорию марксизма такой статьи Сталина дискредитирует Ильича в интеллектуальном смысле.

В книге-энциклопедии биографий под названием "Самые закрытые люди", написанной Николаем Зеньковичем и посвященной советским партийным лидерам, автор утверждал, что Сталин проживал в дешевой венской гостинице, где его соседом "был местный художник Адольф Шикльгрубер (Гитлер)".

Во-первых, автор допускает ошибку в имени, поскольку Адольф Гитлер никогда не носил фамилию Шикльгрубер. Его отец, Алоиз, был незаконнорожденным и носил фамилию матери Шикльгрубер до 1876 года. Его сын, Адольф, родился в 1889 году и ко времени его рождения Алоиз уже 13 лет носил фамилию Гитлер. Фамилия Гитлер возникла из-за ошибки священника при записи в "Книгу регистрации рождений" вместо фамилии отца Алоиза - Гюттлер.

Во-вторых, Адольф Гитлер жил в Бриггитенау на Мельдерманнштрассе. Этот район находится на другом берегу Дуная около четырех километров от места жительства Сталина. Соседями в Вене Сталин и Гитлер не были. Утверждение Зеньковича не соответствует действительности и вероятно использовано было автором для придания оттенка сенсационности своему рассказу. Хотя даже если бы это было так, никакого исторического значения этот факт не мог был иметь.

Пребывание Сталина в Вене описал писатель Лев Безыменский: "Поселяться у знакомых-единомышленников было для большевистской эмиграции делом обычным, благо это было дешевле. Александр Трояновский уже имел опыт проживания в эмиграции, он (в отличие от Сталина) знал язык, мог легко ориентироваться в чужой стране. Сталину это было труднее. Приходилось пользоваться помощью друзей, в чем ему неоценимые услуги оказывал другой венский эмигрант, Николай Бухарин. Хорошо знавший язык Бухарин помогал Сталину в выполнении партийного задания — подготовке программного документа «Марксизм и национальный вопрос». Помогал Сталину и Троцкий, живший тогда в Вене.
С внешним, австрийским миром эмигрант практически не общался. По воспоминаниям А. Трояновского, Сталин лишь гулял с дочкой Трояновского по соседнему живописному Шенбруннскому парку. Остальное время у него занимала работа над выполнением партийного задания. Так как Сталин немецкого языка не знал, ему помогала русская студентка, учившаяся в Вене, но еще больше — Николай Бухарин, а также супруга Трояновского Елена Розмирович".



В настоящее время на доме, где Сталин жил в январе-феврале 1913 года и где он написал статью "Марксизм и национальный вопрос", есть мемориальная доска, вернее, там две доски. Первая, верхняя, была установлена в 1949 году к 70-летию Сталина собственником здания, Мейером Теодором Кёрнером (Mayor Theodor Körner). Вторая, черная, что расположена ниже, сообщает на двух языках, немецком и английском, о миллионах безвинных советских граждан, убитых и замученных сталинским режимом, и напоминает о сотнях австрийцев, арестованных, убитых и замученных советским режимом.

Итак, данный эпизод показывает, что Коба-Сталин с 1912 года входил в организационную элиту партии большевиков. Летом и осенью 1915 года, через два года после пребывания Сталина в Вене, в переписке с "товарищами" Ленин дважды просит напомнить "фамилию Кобы". В письме к Г.Зиновьеву (Ленин В.И.Полное собрание сочинений, том 49. Письма, июль 1915, письмо 94), посланном посланном после 23 июля 1915 года (по старому стилю) из Зёренберга (Швейцария) на немецком языке, печаталось в переводе, Ленин спрашивает: "Не помните ли фамилию Кобы?" Судя по второму письму, Зиновьев не сообщил Ленину "фамилию Кобы".

Через три месяца в письме, посланном из Берна в Женеву В.А.Карпинскому в ноябре 1915 года, Ленин пишет: "Большая просьба: узнайте (от Степко или Михи и т.п.) фамилию Кобы (Иосиф Дж.....?? мы забыли) Очень важно!!" Степко - это Н.Д.Кикнадзе, а Миха - М.Г.Цхакая. Получается, что Ленин в 1915 году не помнил настоящую фамилию члена Русского бюро ЦК РСДРП(б) и Русского бюро ЦК, Кобы, который к тому времени уже давно был Сталин.

При жизни Ленина эти письма не были опубликованы: письмо Зиновьеву впервые вышло в печати в 1964 году, а письмо к Карпинскому было напечатано в Ленинском сборнике в 1929 году. Не известно, вспоминал ли Сталин об этом эпизоде, но Троцкий в 1935 году писал, что "при жизни Ленина Сталин вел через своих агентов слух, что Ленин умственный инвалид, не разбирается в положении и проч. ..." Слухи о том, что причиной болезни и смерти Ленина был застарелый или наследственный сифилис, циркулировали среди членов ЦК ВКП(б) и Сталиным эти слухи о диагнозе Ленина не пресекались.