bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Альберто Моравиа и Восемь с половиной женщин


По странному стечению обстоятельств я прочитала давно запланированный роман Альберто Моравиа "Я и Он" в один день с просмотром фильма Питера Гринауэйя "Восемь с половиной женщин", который я, воспользовавшись тем, что мы с котом вдвоем, и он великодушно ничего против Гринауэйя не имеет, посмотрела не с ноутбука, а с большого экрана в гостинной. Теперь будут ассоциативно существовать параллельно рядом в моем сознании роман и кино. Кино мне даже, при всей разности сюжетов, кажется иллюстрацией к роману))). Наконец, творчество Моравиа выходит за рамки национальной литературы, а любовь Гринауэйя к Италии, к Риму, к культуре этой страны  - общеизвестно.

Я большую часть жизни прожила с уверенностью, что мужчины - это люди противоположного пола. Но некоторое время назад вдруг осознала, что думая так, я глубоко заблуждалась. Мужчины - это мужчины. И именно это в них - главное. Это дает им неоценимые достоинства, которые неразрывно связаны с их удивительными милыми недостатками. Мужчина лишенный своих недостатков  - просто статист в жизни, тряпичная кукла, существо среднего пола, с которым можно играть, говорить, проводить время, спорить, заботиться о нем, использовать, любить, как любят всех кого угодно, но не мужчин. 

Это было лирическое отступление по случаю того, что Моравиа, по выражению, взятому из анонса, напечатанного на тыльной стороне обложки книги со ссылкой на газету "Московская правда", написал "роман чувств и ощущений. Читать его не только интересно и весело, но и полезно. Женщинам - даже в большей степени, чем мужчинам. Моравиа умудрился точно и корректно сказать о том, о чем ТАК ни муж, ни любовник не скажет своей половине." Можно спорить о том, что высказано в этом анонсе, но факт в том, что роман написан мужчиной о мужском.

Герой романа Моравиа одержим идеей сублимации на основе учения Фрейда. Для него связь между осуществлением сексуальных желаний и творчеством является незыблемой и безусловной: это сообщающиеся сосуды. Если есть секс, то нет творчества, есть творчество - не до секса.))) И он решает лишить себя сексуального, чтобы сублимировать высокое творчество. Как и всякое искусственное и неестественное, намерение создать для себя условия сублимации сексуальной энергии в творчество и таким образом осуществить мечту создания киношедевра оказывается бесплодной попыткой: герой остается весьма успешным коммерческим сценаристом, то есть тем, кем был. Моравиа великодушен и добр по отношению к своему герою. Все его глупости, которыми усеян путь "ущемленца", стремящегося стать "возвышенцем", прощаются главному герою: он ничего не проиграл, остался "при своих". Потому что сюжет не имеет значения: важны мотивации, чувства, описываемые Моравиа. Я лично воспринимаю эти мытарства бедного Рико (так зовут героя), как сатиру на фрейдизм. Тот самый фрейдизм, который, став главной религией человека, делает его глупцом. Знания, образование, интеллект, все подчинено главной идее и не имеют значения. Автором описывается ситуация нерациональности, состояние глупости, в которое главный герой приводит себя сам, намеренно. Мечтая о сублимации,  герой становится эротоманом.  А ведь образованный, эрудированный сценарист Рико наверняка читал Гете и мог знать, что Мефистофель говорит Фаусту:

"С неутоленной этой жаждой
Елену ты увидишь в каждой"

Другое, можно сказать, противовположное, -  у Гринауэйя.
Богатый швейцарец и его сын после смерти жены и матери устраивают дома для себя гарем. Отец, которому 57, всю жизнь проживший с одной женщиной и после ее смерти чувствующий себя никому не нужным и потеряным, всю жизнь работавший и "сублимировавший", поддается на предложение сына и пробует все, чего не делал все эти годы: предается чувственным удовольствиям с разными женщинами. Сюжет вновь прост. Эти восемь с половиной женщин неизбежно надоедают, все начинает разваливаться, а отец умирает самой легкой и прекрасной смертью, какую можно пожелать каждому, - любя, когда его ласкает женщина. Гринауэйя нужно смотреть, смотреть и смотреть, потому что никто ТАК не умеет показать, как это умеет он. Он для меня - художественнен в высшей степени. Его, неповторимые краски, планы, картины, костюмы, свет, ...юмор, целомудренность обнаженного и распутство одетого...
Фильм и книга описывают явления разного порядка, а говорят об одном и том же. Не сексом единым жив человек...)))
Tags: Гринауэй, Моравиа, фрейдизм
Subscribe

  • Как создавалась "история".

    История побега мадам Жадимировской с князем Трубецким от мужа в мае 1851 года задокументирована, и документы эти сохранились в жандармском архиве и…

  • "Черная вдова" из Английского магазина.

    Лавиния Жадимировская, сбежавшая от мужа в 1851 году с князем Трубецким, была из семьи итальянцев по фамилии Бравура. Итальянская опера эпохи…

  • "Исчезли юные забавы..."

    Графиня Антонина Дмитриевна Блудова, знавшая князя Сергея Васильевича Трубецкого еще в молодости и охарактеризовавшая его как человека доброго и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment