bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Category:

Чудо - ре-минорный клавирный концерт Баха (Concerto for Harpsichord and String in D minor,BWV 1052)

Преамбула:  Это было прошлым летом, совсем не знойным августом во время вечерней субботней прогулки на автомобиле по Подмосковью. Легкие невесомые туманы, лежащие в низинах; стоящие по горло в этих теплых туманах олени на одной из лесных полян - невероятное видение в восьмидесяти километрах от шумной и беспокойной Москвы. Тишина и покой заката, покрывающего все розово-золотистым цветом. Все это было наполнено для меня звучанием клавирных концертов в исполнении Глена Гульда, особенно  BWV 1052 в с Бернстайном. Просто какие-то душевные поры раскрывались, и все сознание пело и ликовало от такой потрясающей красоты.
Музыка, в отличе от природы не существует сама по себе: пишется человеком, исполняется человеком и для человека. И очень хочется тем, что вызывает такое возвышенное состояние, поделиться и найти того, кто может с тобой это разделить, откликнуться, понять. Таким человеком оказался мой приятель, Alex - человек тонко чувствующий музыку, любящий ее и игравший когда-то. Тем более, что Гульда он только начинал узнавать как следует, тогда как я уже прошла пик потрясения, и моя любовь к его исполнительству вошла в стадию хронического понимания и удивления его Бахом. Потрясение этим концертом породило у нас много разговоров и обменов впечатлениями, но именно ре-минорный концерт с Бернстайном стал ключом, началом, точкой отсчета.

Утром: 
Alex:  Помнишь, ещё в прошлом году я говорил, что можно было бы попытаться собрать камерный оркестр, и сыграть ре-минорный концерт. А когда вспомнил об этой идее на твой день рождения, у меня что-то шевельнулось в подсознании, и вот сегодня ночью всплыло.

Я смутно помнил, что ещё давно, когда я играл, у меня был какой-то концерт Баха, который я тогда так поверхностно посмотрел, но подробно разбирать не стал, так как тогда были другие приоритеты. И вот внутренний голос почему-то убеждал меня, что это был именно этот концерт. Я поддался, и полез в шкаф, где лежат остатки нот, от того количества, что у меня было много лет назад,- это,  как машина времени :) Нашёл там два рукописных листка, кстати, со своими планами программ на ближайшее время, очень специфическое ощущение прочитать их много лет спустя :)

Шансов было мало, потому что много лет прошло, да и какой концерт толком не помнил, но.... нашёл именно те ноты издания Петерса, и кинулся смотреть, какой.

РЕ-МИНОРНЫЙ!

У меня буквально мурашки по коже пробежали!! Клавир, то есть переложение для двух ф-но: оригинальная первая партия и вторая - переложение партии оркестра для ф-но.

Это знак! Согласись, что-то от чуда явно есть.

Я сразу пошёл слушать с Гульдом с нотами...

Кстати, это были ноты, как я уже сказал, издания Петерса, я впервые увидел их в нотном магазине на Неглинке (бывший знаменитый нотный магазин Юргенсона)
Это старинное издательство, тогда оно было в ГДР, и у нас продавалось много его нот очень дёшево, страшно жалею, что не было лишних денег, чтобы накупить, включая партитуры. Сейчас такие ноты стоят в сотни раз дороже, и не из-за инфляции, а потому, что ноты воообще стоят дорого, тем более партитуры, и тогда их дешевизна была обусловлена просто искусственной системой расчётов с ГДР.

Послушал дважды, и понял основную трудность. Она заключается в том, что в крайних частях должен выдерживаться абсолютно железный темп, ни малейших колебаний, причём в финале довольно быстрый, а фактура очень разнообразная и со множеством мелких видоизменений в похожих местах, это всегда мешает запоминанию, такой же эффект есть во второй части 2 концерта Рахманинова, когда несколько раз проходят почти совпадающие, но различающиеся мелкими вариациями изложения эпизоды.

Но главное - это разнообразие, когда постоянно сменяется характер движений, но при этом должен неуклонно выдерживаться темп. Учитывая, что при этом нужен абсолютный ансамбль с оркестром, у которого не менее разнообразная фактура и при этом синхронизация требуется на очень мелком уровне, буквально по нотам идущие синхронно, хотя различающиеся по нотам, движения, это будет серьёзная проблема - непрерывно контролировать ансамбль и не мазать.

Гульд это делает просто идеально, и при этом погружается в транс ещё!!

В общем, ужасно интересно.  Хочется попробовать!

Я:  Да, я не знаю каким образом вместила в себя сразу этот феноменальный концерт, когда стала слушать клавирные концерты Баха, а потом еще и  с Гульдом. Кажется невероятным такой темп, такая пластичность музыкальной ткани и полная гармония с оркестром. Гульд - в трансе, он не видит дирижера, сам Бернстайн, кажется дивится тому, как Гульду удается ТАКОЙ Бах. Он смотрит с изумлением, как мне кажется, незадолго до  момента окончания фортепьянного соло в  первом Allegro на Глена Гульда, которого нет на сцене - он парит, есть только музыка, но вот вступают виолончели,  и оркестр сливается с роялем. Кажется невероятным, то, что творится, как величайшее творение.)))
Невозможная красота, что-то сакрально духовное, действительно то, что удается Гульду в Бахе -  это неизмеримо выше простой виртуозности. Он всегда создает это самое "невербализируемое событие" которое ЕСТЬ, но передать, поделиться им невозможно.

www.youtube.com/watch

Alex:
Да, я помню это видео, и теперь особенно прочувствовал, какое там чудо
Священнодействие буквально

Я:
Это - почти "вуайеризм"))), конечно, но ДА! - священодействие. Есть видео его репетиции второй партиты, где он в халате дома... Не знаю почему, но мне очень нравится это видео. Я бы сказала, что видео дает мне лично ясное представление о том, что он излучал свою сопричастность высшему духовному миру
Да, радуйся, твое чудо с нотами засчитано!))))

www.youtube.com/watch

Alex:     Рихтер играет без этой мистики, с волевым напором, и такого впечатления после Гульда нет. Сегодня буду слушать с Рихтером, там много любопытного, как Гульд играет мелизмы, этим он был знаменит, что специально интересовался их расшифровкой. Мелизмы - это мелкие украшения типа форшлагов и подобных микрозавихрений :) несколько нот, приходящих на одну долю, они характерны для музыки того времени, но проблема в том, что тогда они просто обозначались условной закорючкой, но не расшифровывались, предполагалось, что все знают, а теперь это знание утеряно, и надо специально рыться в источниках, сравнивать и т.п., чтобы выяснить, как играли тогда. Гульд играет не то, что написано в нотах у меня! :) Правда, у меня не уртекст, а редакция какого-то немца.

Любопытно, одинаково ли он и Рихтер играют эти украшения. По идее, они должны были прийти к близким результатам, когда это выясняли. И ещё любопытно, чем различаются они по пониманию разных эпизодов. У меня в редакции проставлены оттенки, то да сё, но известно, что в баховских уртекстах вообще нет никаких указаний исполнителю, только ноты.

Я:  Нет, одинаково не может быть - это очевидно. Слушай, кто еще замечательно исполнял клавиры? Хочется сравнить. Я сейчас тебе скину аутентику с Пинноком. Там совсем иные темпы, совсем другая концепция. Я бы так сказала, даже теперь, когда моя гульдоэпидемия прошла некоторое время назад, его исполнение буквально приводит меня в состояние, когда весь смыл жизни, смысл мира раскрывается его игрой. Это - состояние, не мысль!))) Я, знаешь, сейчас Партиты с удовольствием слушаю в исполнении Розалин Тьюрек. Прежде мне они казались неинтересными. Настолько его игра лишила возможности воспринимать другую концепцию - ослепляла яркостью. 

Вечером:
Alex: Слушал Рихтера  с Таличем и Зандерлингом. С Таличем - плохое качество, не стал слушать, поскольку у Рихтера интерпретация не меняется радикально на протяжении короткого времени, а с Зандерлингом вполне приличная
Нет, темпы одинаковые, детально слушал только с Зандерлингом
И вот приговор жюри: Рихтер ПОЛНОСТЬЮ ДИСКВАЛИФИЦИРОВАН по этому концерту!!!!! - Такое впервые в моей практике!

Абсолютно не видит этих мест, где происходит погружение в транс, хотя, например, во второй части 32 сонаты, где аналогичные эффекты в нескольких вариациях, у него потрясающе сделаны. Лепит совершенно механически и однообразно, без особой фразировки и оттенков, просто неинтересно слушать. Последнюю часть не стал слушать до конца.
По мелизмам ничего интересного, он играет то, что указано в моей редакции, не придавая им особого значения.

В общем, достойная цель - только попытаться приблизиться к Гульду, только там живая музыка. Я некоторое время уже слышал эту запись Рихтера без нот, и тогда ещё показалась слишком напористой как общее впечатление, а сейчас вижу, что совсем мимо.
Это неожиданно.
У него получается просто более или менее красивая в силу гармонии и мелодических оборотов музыка без тени того тихого восторга, который там есть.
Там должно быть изумлённое восхищение, что Гульд и делает
Конечно, для этого ещё одну большую проблему надо решить - качество звука. У Рихтера он тут прямолинейный, а Гульд какой-то совершенно необычно мягкий звук извлекает, хотя абсолютно без педали, это ещё на слух бросалось. Это, конечно, некое высшее мастерство - так сильно контролировать звук при всём прочем.

Я: Ты знаешь, что кроме чуда с нотами случилось еще ЭТО чудо. Гульд доказал свое совершенство в клавирных концертах Баха
Да, ты знаешь его чудачества с роялями.
Alex: Дело гораздо хуже! :)) Он доказал, что Рихтер может чего-то не видеть! :)) Что называется, в упор не видеть! :)
Я: Очень молодец ты!
Alex: Ну вот, заслужил комплимент за счёт дискредитации Рихтера!
Я: Нет, за счет понимания. Рихтеру ничего не грозит давно!

Ну, что же, посмотрим, удастся ли эта затея с реализацией ре-минорного концерта в моей гостинной.
 

Tags: Бах, Гульд, Рихтер, Тьюрек, чудо
Subscribe

  • Бах-отец, Бах-сын и Святой Дух

    Сегодня в 19.00 в Концертном зале им.Рахманинова (Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, дом 1), концерт Мюнхенского Баховского хора под…

  • Читая забытых авторов

    Петр Дмитриевич Боборыкин оставил по себе яркий след, но свет этот доступен только тем, кто откроет для себя этот источник. Великих людей "кануло в…

  • Ecce Homo!

    Прочтение биографии может совсем отвратить от художника, писателя, поэта... от любой фигуры, творящей образы. Наше сознание нуждается в идеальном,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments