bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Category:

Написанное, но не отправленное.

Люблю темы про интеллигенцию. Уже разлюбила говорить о религиозности. Вот тут о про интеллигентов и про церковь: http://arkhangelsky.livejournal.com/204859.html
Написала, подумала и не отправила. Не захотела. Пусть у меня висит.

Может ли быть недумающий интеллигент? На мой взгляд - это оксюморон. Так же, как и широко мыслящий верующий.
Церковность и интеллигентность - это взаимоисключающие себя вещи. Они неизбежно вступят в непримиримый конфликт, разрешив это временное состояние разрывом. Церковность для интеллигента может быть этапом поиска, вехой, стадией, опытом, осмыслением. Фактически интеллигент, живущий по церковным устоям - это фарисей, стремящийся обмануть в лучшем случае себя, а чаще - других. Он не может видеть реальность во всей полноте уже только потому, что церковный взгляд - это идеология. А любая идеология сужает, ограничивает реальность, не позволяет умозрительно рассматривать мир с разных точек зрения. Сознание человека и так ограничено, а тут разум добровольно ставит такие преграды как религиозная точка зрения: принимая религию, человек принимает догмы. И потом, религия всегда спекулирует самым возвышенным - любовью, совестью и нравственностью. Какая уж при этом интеллигентность!.. Интеллигент это рано или поздно поймет.

Нравственность, любовь и совесть не имеют религиозной принадлежности. Они являются общими гуманитарными ценностями, присущими и туземцу с удаленных от цивилизации островов, и жителю таежного зимовья, и оленеводу Крайнего Севера. Не наличие церкви вблизи их обитания делает их нравственными, поступать по совести, любить ближнего, а сама жизнь. Вера навязывается, пропагандируется.
Разве только прочитанные книги делают интеллигента способным и стремящимся к пониманию взаимосвязей окружающего мира, к постижению роли и места человека в этом мире и пониманию смысла сущего? Разве можно поставить знак равенства между образованностью и интеллигентностью? Для меня ясно, что нет! Интеллигент обладает и образованием, как следствием своей любознательности и жажды понимания мира, и еще способностью, талантом интеллигентности. Без этого таланта он просто специалист своего дела. Бывает так, что в жизни интеллигенту не случилось получить высокое образование, но этот талант - главное. Род занятий не присваивает человеку сущности интеллигента. В противном случае можно было бы говорить о том, что в театре есть целый кордебалет интеллигентов, а на телевидении... ох, батюшки!, гадалка-интеллигент снимает порчу и венец безбрачия через телевизор... Примеров не счесть. Вы сами отлично знаете.

Меня удивила Ваша фраза: "...вот, мы с тобой, как церковные интеллигенты, будем посмешищем для обеих сторон. Может, этим и спасемся — вопреки всему, что делаем." Эта фраза, на мой взгляд, такая интеллигентская, но не интеллигентная. Уважаемый Александр Николаевич! Это меня навело на впечатления, что Вы боитесь жить или боитесь не жить? Вы торгуетесь с верой, пытаясь выторговать спасение, "вопреки всему, что Вы делаете", думая, что быть посмешишем - это "дорогая индульгенция", достаточный взнос для "спасения"? Да если Вам и суждено "спастись", то не Вы это решите. Опять же, что это значит - "спастись"? Может ли человек, даже если он интеллигент, не понимать, что спасения нет, может ли не боятся жизни и смерти? Страх - это естественно. Но даже, понимая, что нет спасения ни за какие индульгенции, он продолжает идти нравственно по этой жизни, потому что нравственность - это его сущность, а не требование религии. Если нравственность обусловлена только требованием религии, то человек - раб, а его нравственность, любовь к ближнему, совесть порождены импульсом страха наказания и желания поощрения. Это может быть хорошо для кого-то, но мне лично не нравится нравственность из страха. Не интеллигентно это.

Ведь наверняка слова мои Вами, уважаемый Александр Николаевич, написанные в данном комментарии, будут рассматриваться в качестве нападок на Вашу точку зрения - негативно только потому, что я ставлю религиозность и неспособность справится со страхом жизни и смерти на одну чашу весов. Однако же я часто нахожу в Ваших словах то, что мне нравится, с чем я соглашаюсь, что мне импонирует. Пусть даже мне не понятна причина Вашего уважения к церковному истеблишменту.
Subscribe

  • Право переписки.

    О переписке и почтовых адресах заключенных в эпоху коммунистических репрессий. Знакомство с делом репрессированного родственника подобно окну в…

  • Об идеале, красоте и поэзии.

    Третий сын императора Павла I, великий князь Николай Павлович, женился 1 июля 1817 года на своей четвероюродной сестре Шарлотте Прусской, за неделю…

  • Предметы и вещи (№2)

    Большая севрская ваза Большая Севрская ваза (номер в каталоге Эрмитажа Э-6716) находится в Белом зале (289). Она не просто большая, она огромная.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Право переписки.

    О переписке и почтовых адресах заключенных в эпоху коммунистических репрессий. Знакомство с делом репрессированного родственника подобно окну в…

  • Об идеале, красоте и поэзии.

    Третий сын императора Павла I, великий князь Николай Павлович, женился 1 июля 1817 года на своей четвероюродной сестре Шарлотте Прусской, за неделю…

  • Предметы и вещи (№2)

    Большая севрская ваза Большая Севрская ваза (номер в каталоге Эрмитажа Э-6716) находится в Белом зале (289). Она не просто большая, она огромная.…