bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Атлант: Head&Shoulders

Отчего-то часто мне стали попадаться упоминания об Айн Рэнд (Алиса Зиновьевна Розенбаум), ссылки на ее "философию" и ее книги. Слишком часто. Видимо я ментально соприкасаюсь с теми, для кого все эти вещи, связанные с ней, имеют значение, или я просто попадаю в "модный" мэйнстрим). Настала мода на Айн Рэнд. Я не читала. Но хоть и не читала, не "осуждаю"). И все же, я знаю, о ком и о чем идет речь. Конечно, книги по большей части - явление эмоциональное, если это не справочник по высшей математике для ВТУЗов. Но Алиса Зиновьевна в своей философии стремилась бежать эмоциональности, то есть всего нерационального. На словах и в отношении других людей. Следует ли из этого, что в ее книгах я не смогу найти того, что меня больше всего привлекает в литературе - реального человека. Если убрать из человека иррациональную составляющую, то останется нечеловек. Мне когда-то удавалось читать про нечеловеков - Азимова, Шекли,.. Самое прекрасное нечеловеческое, раскрывающее человека, было давно. Это был рассказ про "зверушку Боулдена" - инопланетное альтруистическое существо, поистине неземное, забирающее себе болезни и немощи человека. Очень жаль было зверушку, она так любила Боулдена, что умерла...


Айн Рэнд сформировала свою философию, которую она назвала объективизмом. Вот основные тезисы:

- Реальность существует независимо от чьих-либо верований или желаний.

- Человеческий разум - единственный источник знания о реальности и основной инструмент выживания.

- Капитализм - единственная моральная социальная система.

По поводу моральности капитализма существует высказывание бывшего гравы ФРС США Алана Гринспена: "Именно она убедила меня долгими ночными спорами, что капитализм не только эффективен и практичен, но морален". Как известно, моральным можно провозгласить все, что угодно. Как говорит мой муж, "совесть - неопределенная нравственная категория, позволяющая всегда поступать правильно").

И странное дело, когда читаешь слова, которыми эта философия выражается, то как-будто трудно чему-то возразить, а согласиться с этой философией невозможно! Думаю, потому что при всей правильности слов, наблюдается смысловой некомплект: так схема, описывая только часть пусть и правильных процессов всегда не является самим процессом. Схема всегда некомплект тонких невыразимых связей и смыслов. Ведь не все можно формализовать. Например, интуицию, которая тоже является функцией разума, при этом совсем иррациональна.
Вот, что она сама сформулировала в интервью:. Люди одиноки во вселенной. Они должны сами себя избавить, освободить от всех форм политического, социального и религиозного контроля. И жить своей жизнью, руководствуясь исключительно своими эгоистическими желаниями. Если люди смогут так поступать, то они будут героическими личностями. Если человек хочет жить, то главное его нравственное назначение - достижение своего собственного счастья. Он не должен принуждать других людей и не должне позволять другим подвергать себя принуждению. Каждый должен жить для себя самого и следовать своему собственному рациональному эгоизму.

Должны сами себя избавить
Такое мог придумать только бездумный идеалистический эгоист. И, вероятно, как некоторые бездумные эгоисты, она была весьма харизматичной личностью. Вокруг нее сформировался круг интеллектуалов - тех, кто верил в ее видение мира. Это маленькое сообщество называлось Коллектив
Они собирались вместе и читали новые главы ее "Атланта". К любви, Рэнд (мне трудно ее звать Айн, не знаю, почему. Испытываю трудность. Так же трудно мне звать племянницу по имени Лолита) относилась тоже исключительно рационально.

Она выбрала себе объект замужества - актера Фрэнка О'Коннора, которого путем сознательно сделанных ею "случайных" совпадений и встреч на протяжении трех лет, ей удалось сделать своим мужем. Муж был "идеальным": никогда не перечил, был на иждивении жены, участвовал статистом во всех решениях, служил объектом посвящения ее книг и т.д. И вообще, он был мягким и безвольным человеком, при этом Рэнд назначила ему роль супермена, которую он при ней исполнял. Внешность позволяла.

В 45 лет Рэнд познакомилась с двадцатилетним студентом Натаном Брэнденом. Натан стал с "согласия" Фрэнка бывать у них. Он привел свою знакомую Барбару, тоже поклонницу творчества Айн Рэнд. Вскоре Натан и Барбара с согласия Рэнд поженились.

Через какое-то время Рэнд собрала всех четверых и сказала, что-то типа: "Логика любви и требует, чтобы я и Натан полюбили друг друга, потому что мы идеально подходим для этой роли". И стали они друг друга любить... Сперва платонически. Потом потребовалось изменить статус. Написание "Атланта" потребовало временно отказаться от секса. Когда ей было 60, а Натану 35 Натан влюбился в молоденькую актрису по имени Патрисия. Как раз к этому времения роман был закончен и Рэнд обрадовала Натана, что можно вернуться к сексу. Это сильно осложнило жизнь всем. Рэнд не знала, что она уже давно брошена Натаном. Натан был наследником Айн Рэнд, возглавлял созданный институт Натаниэля Брэндена, где пропагандировал идеи Рэнд. Это было его основным доходом. Последовали многочасовые сеансы объективистско-психологического анализ с целью вернуть Натану любовную пылкость. Неизвестно, подходила ли Патрисия Натану идеально, но старушка Рэнд рассердилась, когда он попытался ей сказать полуправду о невозможности дальше продолжать их отношения по причине ее возраста, дала ему три пощечины, лишила его права на "интеллектуальное наследство" и выгнала его вон навсегда. Ведь каждый должен жить ради себя, руководствуясь рациональным эгоизмом))).

Неудивительно, что эта философия становится все более популярной. Она проста до примитивности. Легче всего усвоить, что твое Я является центром мироздания, а твои желания - самое главное в этом мире. Большого философского ума для этого не надо. Я вспоминаю в связи с этим одну из лекций по биологии, кажется Маркова, где рассказывалось об опытах над простейшими: сообщество бактерий в условиях трудной жизни порождает большее количество бактерий-альтруистов, а в условиях благоденствия их число сокращается и заменяется на преобладание бактерий-эгоистов.

С возрастом Рэнд становилась все более авторитарной и не терпящей неповиновения и любых возражений. Она становилась все более нетерпимой к инакомыслию и равнодушной к чувствам и мыслям и благополучию других. Она все больше становилась объектом культа, культа личности, а не культуры. Согласно ее философии, человек не должен принуждать других людей. Обычно философии и идеологии имеют простой способ проверки - практикой. Эта философия такую проверку не проходит. Все идеальные миры всегда требуют специально для этих миров созданных условий и специальных людей. Тогда они могут существовать.

Я попыталась выбрать какую-то красивую цитату из книг Айн Рэнд. Это ужасно! Ни одной красиво и ясно сформулированной мысли. Все тяжеловесное, банальное и местами патологическое, с оттенком морализирования. То ли дело Оскар Уайлд: что ни фраза - то блеск!
Tags: Айн Рэнд, Атлант, Брэнден, Гринспен, философия эгоизма
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments