bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Ecce Homo!

Прочтение биографии может совсем отвратить от художника, писателя, поэта... от любой фигуры, творящей образы. Наше сознание нуждается в идеальном, как организм нуждается в воздухе. Не в том идеальном, у которого нет ни малейшей шероховатости в образе, а в том, в котором недостатки такие, какие нам приятны, а достоинства те, что не вызвают нашего раздражения. Идеал художника творим мы сами по своему образу и подобию - по своей способности к созданию Идеала)

Творец образов, художник слова, звука и кисти, изливая свое творение доступными ему средствами, невольно становится в сознании воспринимающих частью этих образов, ассоциируется с ними, становится идеалом для сознания. Когда же начинаешь узнавать, что этот идеал тоже страдал катаром желудка и хроническим ринитом в сочетании с сифилитическим воспалением мозга, то часто происходит осквернение идеала. Самое ужасное в жизни - это крушение идеалов. Ничто не может уничтожить человека больше, чем это явление. А поправшие идеалы и низвергнутые кумиры подвергаются наибольшей ненависти и презрению: разрушение идеала - повод к смерти. Кто-то же должен ответить за осквернение?!

Поэтому, если кому-то свойственно еще видеть за творцом идеал, то всемерно советую стараться приучаться к мысли, что все творцы - это обычные люди. Меня напротив эта мысль радует и превозносит творца над другими людьми больше, чем мысль о его идеальности. Если подробности жизни творца могут повлиять на восприятие, то не стремитесь узнать его биографию. Правда жизни состоит в том, что Идеал бывает дороже Истины.

Ярким примером является Уайльд - гений и бедняга; зазнайка, сноб и блестяще одаренный ум; знающий людей и ошибившийся в человеческих чувствах и психологии; кумир общества и изгой, получивший тавро прокаженного; великий и ничтожный.

Для меня нет осквернения человеческого в творце. Есть только горечь понимания способности совершить ошибку любым человеком, любым гением. Но это тоже следует мне научиться принимать благодарно и с милосердием).

Сейчас читаю параллельно две книги: Ромэна Роллана "Бетховен. Великие творческие эпохи" седьмой том из Собрания музыкально исторических произведений в девяти томах, Государственное издательство Искусство, Москва, 1938 год в переводе Михаила Кузьмина и Моцарт Путеводитель из серии Легенды и бренды классической музыки Левона Акопяна, издательство Классика 21 век, Москва 2006 год. Роллан исследует явление, основываясь на документах, стремясь к фактам, не боясь узнать что-то такое, что не будет укладываться в представления о Бетховене. А Акопян излагает легко, читается - тоже. Он создает путеводитель по жизни Моцарта, достаточно убедительный, в меру показывая человечность гения, но без излишних отхождений от сложившегося образа. К Моцарту прилагается диск с записями его музыки.

Кстати, с 1924 года, когда Роллан пытался на основе отчета о вскрытии Бетховена диагностировать болезнь или приблизиться к пониманию причины глухоты Бетховена в переписке с тогдашним научным светилом доктором Маражем, мало что изменилось в выявлении этой причины. При запросе в Google, система выдает все те же варианты предположений и вероятных причин болезни гения.
Бетховен явно был неверующим человеком. А умер он в 1927 году, за десять лет до Пушкина Перед смертью он просил друзей и доктора о вскрытии, чтобы могла стать известна причина его недуга, недуга человека, внешне глухого, но давшего миру Девятую симфонию и многое другое, прозвучавшее во внутреннем слухе Бетховена, замурованного глухотой.

Фрагмент Крейцеровой в исполнении Марты Агерих и Гидона Кремера.



Невольно возникает параллель между Бетховеном и Гойей. Они оба оглохли, но Гойя жил дольше на 25 лет, чем Бетховен. Гойя умер спустя год после смерти Бетховена. Могли бы встретиться... Такая параллель существует между Бахом и Генделем - оба ослепли на исходе жизни, оба оперировались от катаракты одним врачом Джоном Тейлором. Тоже могли бы встретиться...
Жизни гениев не были усыпаны розами. В покое бывает только посредственность - она неуязвима, она не ошибается, она не рискует, а выигрыш ее - спокойная и долгая жизнь Премудрого Пескаря, без блеска, но и без крушений.
Tags: Артур Акопян, Бах, Бетховен, Гендель, Гойя, Джон Тейлор, Моцарт, Уайльд, биографии
Subscribe

  • 60 лет полета Юрия Гагарина в космос!

    Не будет, не будет полета последнего. Помнят люди твой первый полет!

  • Русская интеллигенция.

    По словам Петра Струве, "Идейной формой русской интеллигенции является ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему".…

  • Право переписки.

    О переписке и почтовых адресах заключенных в эпоху коммунистических репрессий. Знакомство с делом репрессированного родственника подобно окну в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments