bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Звягинцев: "Изгнание" как "Жертвоприношение"

Посмотрела. Это единственный фильм этого режисера, посмотренный мной. Редкий для меня за последние годы из современного российского кино. Пугали отзывами, ругали Звягинцева. Странно, что пугали и ругали. Фильм визуально безупречный для моего сознания и вкуса. Ткань фильма, словно матово-гладкий шелк, доставляет удовольстве от прикосновения, от того, что существует. Эстетика фильма такова, что некоторые визуальные планы и моменты хочется смотреть и впитывать, как фрески в итальянских храмах. Комфортный фильм, буквально комфортный, щадящий, без напряжения, политкорректный даже я бы сказала.
Кто не хочет знать сюжет, может не читать дальше.

Страна без национальности, религия без бога, фильм о вере без веры - Вера(имя героини) умирает. Фильм совершенно мужской по ментальности, по смыслу, по образу действия. Он не рвет нервы, не надрывает душу, не насилует мысль, не вызывает сострадания... разве только в одном месте чуть-чуть. Реминисценции на Тарковского заметны любому, кто смотрел Тарковского. Начиная с дерева в первом кадре. Дальше по фильму их много - все не перечесть, да и незачем доказывать очевидное, потому что автор этого не скрывает, а напротив, постоянно наводит на это. Думаю, что это видно невооруженным глазом и скорее всего отмечено уже всеми и каждым, писавшим об это фильме. Но эффект Тарковского совсем другой. Его "Ностальгия" и в особенности "Жертвоприношение" потрясают. "Изгнание" - нет.
Мужского, в сущностном смысле слова, в нашем мире совсем мало осталось - все больше смешанное, среднеполое или женское. Наше время, западный мир уничтожает мужское. Мужская сущность страшит современных западных людей. Но нарушение здорового баланса в любую сторону между сущностями не приводит ни к чему хорошему.

Вот собственно вкратце сюжет. Семья - муж, жена и двое детей - приезжает в старый родительский дом. Там жена сообщает мужу, что она беременна, но "ребенок не его". Муж в ответ молча уходит, куда глаза глядят, бродит по окрестностям ночь, возвращается утром... Он не может примириться с этим фактом. Жена кротко "улыбается". Кстати, актриса просто великолепна. Очень красивая женщина, прическа, волосы, как у Тереховой в "Зеркале". Сын в разговоре с отцом случайно сообщает информацию о том, кто мог быть вероятным отцом ребенка. Это друг отца, который бывал у них, когда отец уезжал "на заработки". Муж советуется с братом, как быть. Брат говорит, что как сделаешь, так и будет правильно: убьешь - правильно; простишь - правильно. Муж пытается адаптировать ситуацию и требует у жены избавиться от беременности, чтобы попробовать жить дальше ради детей. Дети уехали к друзьям поиграть. По просьбе мужа брат находит гинеколога-надомника, который делает жене аборт. После аборта жена умирает. Приехавший по вызову брата местный врач обнаруживает упаковку от снотворного и конверт рядом с телом жены. В конверте "результат теста на беременность" и на обороте что-то написано. Брат не показывает мужу содержание письма и зритель мучается в догадках, что там сообщается. Но мысль о добровольной смерти уже появилась. Остается понять смысл намерения ушедшей из жизни матери. Братья едут хоронить жену. Конверт с письмом оказывается в "бардачке" автомобиля. После похорон, которые делаются поспешно без людей и детей, находящихся у друзей и не знающих о смерти матери, оказывается, что брат тоже может умереть в любой момент - он болен. Муж берет пистолет, кладет его в "бардачок" и едет на машине к другу, предполагаемому виновнику беременности. Чтобы убить. Начинается омывающий дождь - все тоже по Тарковскому. Друга нет дома, муж ждет. Наконец друг приходит под проливным дождем, видит мужа, сидящего за рулем автомобиля, и зовет его к себе в дом. Муж берет пистолет и видит конверт. Берет конверт. Муж с другом молча сидят за столом. Все стало ясно...

Дальше показана предыстория событий. Во время отсутствия мужа, отправив детей ночевать к сестре, жена решила покончить собой, приняв снотворное, но в последний момент позвонила другу. Он приехал, смог вызвать рвоту и спасти ее. Через некоторое время она получает письмо, в котором "результат теста на беременность". Я беру в кавычки, потому что такая форма оповещения о беременности мне кажется совсем уж странной, но автору требуется Благовещение, как я понимаю. Первоначально этот конверт наводит на мысль об ЭКО, но тоже странно. По почте такие вещи не делаются). На обороте этого бланка она пишет что-то сама. Именно этот конверт с этим бланком и написанным текстом на обороте ею от руки и оказывается потом возле ее тела после смерти. Зритель так и не узнает содержание ее письма. Но догадаться о содержании не трудно - это предсмертная записка, приготовленная ею заранее. Она вновь встречается с другом, рассказывает ему от своем страхе жизни, что муж с ней не разговаривает, что они не общаются так, как это было прежде... Она сообщает ему, что беременная, говорит что-то смутное, бредовое про то, что ребенок не мужа, нет, "ребенок, конечно, его", но "не только его"... Она плачет. Этот момент застают дети, вернувшиеся из цирка с сестрой... Все детали случившегося сошлись. Фильм заканчивается, когда муж едет забрать детей, по пути останавливается и сидит в траве у дороги. Когда он уезжает дальше, не слишком фертильные бабы собирают сено и поют что-то этническое, славянское, но что, не разобрать. Временами слышен плач младенца...

Если не придираться к смыслу, то жена принесла себя в жертву, чтобы муж понял ценность жизни, любви и стал добрее к детям. А я придираться не стану. Приму авторскую версию... формально. На самом деле, принять ее невозможно ни умом, ни сердцем. Конечно, каждый случай суицида - это безумие. А суицид, когда у человека есть все, что нужно для жизни, когда мир вокруг него прекрасен, дети здоровые, муж нормальный, но жена не чувствует любви и устраивает "изгнание" таким образом, без применения сильных осуждений и обсуждений невозможно. А осуждать и обсуждать безумие разумно нельзя - это разные состояния ума и психики. Только болезнь может оправдать этот добровольный уход из жизни. Прочее с любой точки зрения недопустимо. Но вопрос для меня в том, почему именно все это оказалось настолько близко автору, что он сделал на этом такой красивый фильм? Версия-то бессмысленная, как и жертва. Может он просто женоненавистник?
Tags: "Изгнание", Звягинцев, Тарковский, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments