bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Контракт

В субботу посмотрела "Контракт рисовальщика". Как всегда у Гинауэйя, приходится блуждать среди многих смыслов: слой за слоем, картину за картиной раздевать видимое и находить скрытое. И все равно много приходит потом. Вдруг внезапно среди реальности понимаешь, что наконец дошло!:) И так, успешный рисовальщик усадеб английских аристократов получает предложение рисовать в течение 12 дней усадьбу. Ровно столько дней будет отсуствовать хозяин усадьбы. Жена владельца хочет сделать мужу сюрприз, что, по ее мнению, может быть поводом для примирения супругов. Муж так сильно любит свою усадьбы, так много внимания уделает каждой детали, каждому кустику и деревцу. "Дом, парк, лошадь, жена", - такова иерархия ценностей хозяина. Ботаники в картине много, и это наводит на мысль о скрытой символике. Герои говорят о деревьях, поедают плоды садоводства с первых кадров фильма до самого последнего. Начинается сливой, заканчивается ананасом. Мой поиск дает мне только ссылки на китайскую, японскую и прочую, явно не имеющую отношения к фильму, символику.(
Еще сразу в глаза сразу бросается гротескная неестественность костюмов и париков, что для меня сразу выводит фильм на уровень игры, представления, показа, демонстрации. Молодой и циничный рисовальщик включает в контракт регулярные встречи с хозяйкой усадьбы наедине, во время которых она обязуется выполнять все его желания, которые могли бы доставить ему удовольствие. Далее следует шесть видов дома и усадьбы с парком. Всюду деревья, кусты, плоды: абрикос, слива, ананас, лимон, груша, сиреневые цветы.
Время от времени появляется странное действующее лицо: "живая скульптура", которая вдруг становится на постамент, оживает то, что казалось неживым. У меня почему-то появиллась аналогия с Калибаном. Я так и не смогла от этой аналогии избавиться. Это некто человекообразное, но без души. Рисовальщик, самонадеянный и циничгый, считающий себя неуязвимый всезнайкой, который видит все. Но на натуре, с которой ему приходится рисовать, появляются непонятные артефакты: камзол хозяина, лестница в спальню хозяина... Хозяйка желает расторгнуть контракт, эстафету принимает ее бесплодная дочь. Находят лошадь хозяина без седока, затем находят и труп хозяина. Нет смысла исполнять контракт.
Через какое-то время рисовальщик возвращается в усадьбу. Он хочет нарисовать последний план. Там его и убивают, предварительно ослепив. Он больше не нужен. Его труд завершился плодом: дочь убитого хозяина понесла.
В финале горит то, чем он был занят - его эскизы, его работа. У Гринауэйя пожирающий огонь - особое действующее лицо. Ничто и никто не бывает так основателен и последователен, как огонь. Методично, и совсем, и навсегда уничтожает он созданое человеком. У Гринауэйя "рукописи горят", но КАК они горят! А Калибан, бездушный Калибан, всегда готов выскочить из заточения: отделиться от стены, слезть с конной статуи, выйти из-за дерева и откусить кислый ананас...
Tags: Гринауэй, Контракт рисовальщика
Subscribe

  • Право переписки.

    О переписке и почтовых адресах заключенных в эпоху коммунистических репрессий. Знакомство с делом репрессированного родственника подобно окну в…

  • Об идеале, красоте и поэзии.

    Третий сын императора Павла I, великий князь Николай Павлович, женился 1 июля 1817 года на своей четвероюродной сестре Шарлотте Прусской, за неделю…

  • Предметы и вещи (№2)

    Большая севрская ваза Большая Севрская ваза (номер в каталоге Эрмитажа Э-6716) находится в Белом зале (289). Она не просто большая, она огромная.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments