bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Немного о вегетарианстве Толстого

В связи с высказанным предположением, что отсутствие зубов у Льва Толстого являлось причиной его вегетарианства, добавлю следующее. Толстой личность сложная, и одной причины у него быть не может).

Разумеется, что вегетарианство Толстого имеет материальные причины. Причины эти - проблемы со здоровьем. В организме все связано. Плохие зубы вызывают проблемы с пищеварением и его нарушение. Летом 1867 года профессором Захарьиным впервые была диагностирована желчнокаменная болезнь у графа Льва Николаевича Толстого. Диагноз этот был поставлен в Москве, куда Толстой приехал на консультацию после сильного болевого приступа. Доктор советовал диету. Но Лев Толстой по складу своего сознания следовал чужим советам только когда его к этому принуждали обстоятельства. Диета и режим питания часто нарушались, что приводило к болезненности. "Лечение раны плеткой" обычно малоэффективно. Тогда больной вновь начинал следовать диете до прекращения боли... Со временем закономерно, что в желчном пузыре развился хронический холецистит.

Весной 1887 года, когда Толстой жил в Москве, он длительное время страдал от расстройства здоровья, выражавшееся в нарушении пищеварения и сильных болей в правом подреберье. Жирная и острая пища усугубляли состояние. По настоянию Софьи Андреевны после продолжительных болей Лев Николаевич вновь обратился к профессору Захарьину на консультацию о здоровье.

По свидетельству Софьи Андреевны: "Вообще же при всяком серьезном нездоровье Льва Николаевича всегда обращался он к знаменитому в то время профессору Захарьину, выражавшему свое восхищение перед Львом Николаевичем за роман "Война и мир" и всегда охотно лечившему Льва Николаевича. Несмотря на свое большое корыстолюбие и любовь к деньгам, Захарьин не брал с Льва Николаевича никогда денег. Но когда временно Лев Николаевич перестал писать романы, а отдался философско-религиозной деятельности, Захарьин совершенно разлюбил Льва Николаевича и перестал его лечить".

В разгар дружеской приязни Толстой писал Захарьину: "Дорогой Григорий Антонович, пишу Вам первую свободную минуту только с тем, чтобы сказать Вам, что я очень часто думаю о Вас и что последнее свидание с Вами оставило во мне очень сильное и хорошее впечатление и усилило мою дружбу с Вами. Прошу верить этому и любить меня так же, как я Вас".
Так уж устроены люди, что приязнь и дружба бывает только взаимной, а нелюбовь рождает нелюбовь.)

Я предполагаю, что в 1887 году профессор Захарьин консультировал в последний раз писателя Толстого. Осмотрев больного 29 марта 1887 года он "нашел катар желчного пузыря и написал следующее предписание:
1). ходить в теплом;
2). немытую фланель на весь живот;
3). масло совсем избегать;
4). есть часто и понемногу;
5). пить Эмс Кренхен 4 раза в день: натощак, 1/4 часа спустя, час до завтрака, час до обеда. Пить три недели подряд, потом перестать и повторить, если нужно. Пить так горячо, чтобы обжигало. Бороться со слабостью курения".


Софья Андреевна добавляет: "Все это Лев Николаевич исполнил, но только по моим упорным просьбам, когда я уже переехала в Ясную Поляну, отрицая, как всегда, медицину"

Болезни Толстого пугали его смертью и заставляли следовать рекомендациям врачей. Будущий тесть, отец Софьи Андреевны, доктор Берс, консультировал писателя, тогда еще просто перспективного жениха, как считалось в семье Берсов, старшей дочери Лизы, в 1862 году на предмет того, может ли Лев Толстой жениться по здоровью, и удостоверил, что может. Как пишет Софья Андреевна, Захарьин в последствии не принял религиозных исканий Толстого, его прекращение творчества и обращение к философско-религиозной тематике. Толстовский страх перед смертью Захарьин считал малодушием, а богоискательство - «неврастенической рефлексией». Захарьин высказал Толстому свое мнение в переписке. Такого великий писатель не мог простить даже большому медицинскому авторитету того времени Захарьину. Дружба и приязнь между двумя выдающимися людьми прекратились.

Первая операция по удалению желчного пузыря была выполнена в 1882 году немецким врачом Карлом Лангенбухом, избавившим пациента Вильгельма Дэниэлса, страдавшего приблизительно с того же времени, как и Лев Толстой, печеночными коликами. В России подобная операция была выполнена впервые хирургом Косинским Юлианом Францевичем, однако эта операция не была отмечена в российской медицинской литературе, и в то время о хирургическом вмешательстве по лечению желчнокаменной болезни даже не помышляли. Поэтому, больные этим заболеванием должны были следовать рекомендациям докторов по соблюдению диеты и режима питания. Косвенно эти рекомендации ограничивали потребление мясной пищи, которая содержала жир, обостряющий болезненные проявления. Пристрастие писателя к верховой езде, катанию на велосипеде, косьба и прочие его графские причуды по стремлению "жить народной жизнью" тоже приводили его к болезненным приступам.

Вегетарианство Толстого как раз есть его барская причуда, вызванная трансформацией его убеждений на основе физических недугов и разного рода идей на фоне надвигающейся неизбежной старости. Толстой, как все люди, верил тому, чему ему хотелось верить. Простой народ не лечился у профессоров, да и докторов-то не видывал, смерть принимал без попыток искать новых богов взамен не устраивающих, а капустно-редечно-сухарную квасную диету соблюдал вынужденно, не имея достаточно яиц, мяса, масла, сметаны и молока для всех в больших семьях.

Еще в в 1847 году, когда девятнадцатилетний граф Лев Николаевич Толстой по причине обычным образом приобретенного им венерического заболевания лечился в Казанском госпитале, там он познакомился с буддийским монахом, которого ранил ограбивший его разбойник. В беседах с ним Толстой узнал, что монах на основе своей веры не оказывал сопротивления злодею, а, молясь, спокойно ждал смерти. В последствии этот случай послужил Толстому примером Истинной Веры именно своей готовностью принять Волю Бога, какой бы она ни была. Вера - есть средство успокоения страха за свое материальное тело, которое будет спасено душою. Отсюда у Толстого возникла мысль о "непротивлении злу", далее об истинности буддизма, а буддисты же вегетарианцы... Еретики всегда вместо того, чтобы безропотно следовать существующим религиозным догматам и принимать Волю Господа, стремятся найти нужное слово, изменить обряд, обрести истину вне существующей Веры. А в основе этого всегда лежит то же самое - страх за свою земную жизнь, невозможную без телесной оболочки, и страх этот основан на материальном.

Как писала жена Толстого, самые "тихие" и "добрые" в психическом отношении годы (1877-1879) семья Толстых провела, когда Лев Николаевич увлекался православием: он не скандалил с женой, любил ближнего, молился, ходил в церковь, читал Евангелии, соблюдал церковный календарь, исповедовался, следовал православным ценностям, постился, говел,.. одним словом жилъ в мирѣ съ мiромъ Но это было недолгое состояние.
Tags: Захарьин, Косинский, Лангенбух, Толстые, буддизм, вегетарианство
Subscribe

  • Декабристские сказки.

    Если "правду говорить легко и приятно", то как образовался этот бескрайний океан неправды? Неправда плещет мутными волнами, завлекая в свои пучины…

  • Музейные впечатления.

    На этом снимке, сделанном Александром Стешановым в 1967 году, сфотографирован премьер-министр Франции Жорж Помпиду во время осмотра им экспонатов…

  • Пусть проигравший платит.

    Одна из княжон Оболенских, внучек потомственного Почетного гражданина, московского купца первой гильдии Алексея Мазурина, Софья Михайловна…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments