bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Думы о самой высокой поэзии

Он представитель рода, начало которого ведётся от предка, пришедшего в Россию из прусских земель во времена Александра Невского. Его прадеды со стороны отца и со стороны матери были родными братьями.

Прадед его со стороны отца в припадке сумасшествия зарезал свою жену во время родов, был взят под стражу и умер в заточении, оставив сиротами двоих детей.
Его дед со стороны отца, один из этих сироток, заставил свою жену ехать в гости во время родов, поэтому отец его был рожден наряженной в кружева и украшенной бриллиантами бабушкой в карете по пути в гости, которую дед остановил по случаю рождения ребенка. Его отец женился на своей троюродной (или двоюродной внучатой) племяннице, так что троюродные брат с сестрой стали зятем и тещей друг другу.

Отец его получил "французское" воспитание, служил лейб-гвардейцем, вступил в Орден свободных каменщиков, то есть стал масоном; вел праздную жизнь, был беспечным человеком, скупым и нерасчетливым, чем довёл семью свою почти до полного разорения.
Брат отца был поэтом и "питал отвращение к перчаткам", оба брата были душой общества, любили каламбуры, умели быть остроумными.

Его прадед со стороны матери был младшим среди девятнадцати братьев; был заложником в серале Константинополя, откуда вывезен в Россию, где при крещении в православную веру получил имя Пётр, но это имя так и не прижилось. Прадед этот был видным деятелем по инженерному ведомству и вышел в отставку в чине генерал-аншефа; женат был вторым браком на прабабке при живой первой жене, за что после узаконения брака на прадеда были наложены штраф и эпитимия. Прабабка его со стороны матери была шведка.

Дед его со стороны матери отличался легкомысленностью и невоздержанностью, был умышленным многожёнцем - предоставил для венчания поддельный документ о смерти своей живой жены. В результате признания фальшивого брака недействительным оказался втянутым в многолетнюю имущественную тяжбу, окончания которой не дождался и умер "от следствий невоздержанной жизни".

Мать его была необыкновенно хороша собой, но была избалованная, эксцентричная, рассеянная, вспыльчивая, если не сказать вздорная, капризная, властолюбивая, рассеянная, непрактичная и дурная хозяйка. К детям она так же была равнодушна.

В результате этого брака родился гений русской литературы, без которого нельзя представить русской культуры и имя которому Александр Сергеевич Пушкин: "Само естество смотрится въ его творенія какъ въ зеркало. Ничего вычурнаго, красота безъ украшеній, классическій стиль природы и строгая чистота линій. Вспомните и прозу его, этотъ вѣнецъ словесной прозрачности. Сама дѣйствительность, если бы захотѣла разсказать о себѣ, заговорила бы умной прозой Пушкина".

Невыносимая тяжесть бытия давила на него в последние годы жизни. Чего хотелось? Просто жить - покоя и воли:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.


Неизданный Пушкин: "Юность не имеет нужды в домашнем очаге, зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу, - тогда удались он домой".

П.И.Бартенев: "Как известно, денежное расстройство держало Пушкина в том раздражительном состоянии, которое отчасти было одной из причин его гибели. осенью 1836 года он думал покинуть Петербург и поселиться совсем в Михайловском; по словам Нащокина, Наталья Николаевна соглашалась на это, но ему не на что было перебраться туда с большой семьей, и Пушкин умолял о присылке пяти тысяч рублей, которых на ту пору у Нащокина не случилось"

Б.А. Модзалевский: "Опекой над детьми и имуществом Пушкина всего уплачено долгов Пушкина по 50 счетам около 120 000 рублей. Прочитывая дело опеки об уплате долгов Пушкина, можно наглядно видеть, в каких тисках материальной необеспеченности был поэт в последние годы своей жизни, насколько тяжело было его финансовое положение, из которого, по-видимому, не было исхода... Векселя, выданные разным частным лицам, требования об уплате долгов со стороны многочисленных кредиторов, начиная от книгопродавца, кончая лавочником, поставлявшим поэту провизию; заклад ростовщику Шишкину шалей, жемчуга, и даже чужого серебра; долг даже собственному камердинеру, - все это дорисовывает ту поистине трагическую обстановку, в которой должен был жить поэт.

Среди вещей, заложенных Пушкиным, было и серебро, принадлежащее его свояченице, фрейлине Александре Николаевне Гончаровой, а так же 30 фунтов серебра, принадлежащего С.А. Соболевскому".

Деньги... Пушкину, чтобы избавиться от долгов, в сумме не хватало капиталов купцов первой и третьей гильдии. Деньги шли и идут рука об руку со свободами граждан отнюдь не только в нашем Отечестве. В главе "Саги о Форсайтах" под названием "Век уходит", которая начинается прощанием подданных английской короны с возлюбленной королевой Викторией, Голсуорси пишет: "Эпоха, так позолотившая свободу личности, что если у человека были деньги, он был свободен по закону и в действительности, а если у него не было денег - он был свободен только по закону, но отнюдь не в действительности; эпоха, так канонизировавшая фарисейство, что для того, чтобы быть респектабельным, достаточно было казаться им". Есть деньги - личность свободна, нет денег - личность формально свободна, то есть не свободна.

Голсуорси вторит Сомерсет Моэм: "Деньги — это шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными". Любимец советских интеллектуалов, получавших во время оно его книги за сданную макулатуру, Э.М.Ремарк, идет еще дальше в назначении деньгам функции свободы, говоря, что "деньги - это свобода, выкованная из золота". Писатели всегда стремились красиво высказаться, и в этом стремлении могли зайти дальше всякого смысла. И все же гуманитарное и философское значение денег трудно переоценить.

В начале XIX века в России была смена циклов вырождения тех родов, которые сделали состояния в XVIII веке, и зарождение тех, которые пережив взлет, будут вырождаться в начале ХХ века. Цикл вырождения в среднем составляет приблизительно три поколения: первое поколение делало деньги, второе поколение укрепляло положение, а третье-четвертое пользовалось результатами деяний первых двух – деньгами и заслугами, считая свое положение естественным, часто презирало первое поколение. Речь о деловых родах, а не о привилегированных. Привилегированные делали деньги иначе. Но тратили так же.

Например, к 1780 году состояние Гончаровых, владельцев заводов по выработке парусного полотна, оценивалось в 6 000 000 рублей серебром!!. Безумно огромные деньги. Но любые деньги можно растратить.
Свое богатство Афанасий Абрамович Гончаров заработал во время Северо-Американских Англо-Французских войн, когда стоивший ему 7 рублей кусок полотна он продавал за 15 и 17 рублей, с получением денег за производство полотна вперед.
Рабочих было у него 886 мужчин и 1900 женщин, всего с пятью мастерами 2791 человек.

Внук Афанасия Абрамовича Гончарова - Афанасий Николаевич - уже практически справился с задачей растраты того, что было заработано дедом, и детям правнука Николая Афанасьевича Гончарова, владельца фабрик в Полотняном Заводе, осталась только гордость потомственного дворянства, полученная от прадеда, бывшего предприимчивого купца, пожалованного этим самым потомственным дворянством императрицей Елизаветой Петровной. Гордость осталась, привычки остались, а денег - не осталось. Отчасти поэтому Александру Сергеевичу Пушкину приходилось носиться по Петербургу в поисках, у кого бы перехватить денег, чтобы нарядить трех сестер Гончаровых в нарядные платья, чтобы вывезти их на бал. А там, на балах, "французик из Бордо, подбитый ветерком"!..
Tags: Гончаровы, Пушкин, деньги, парадоксы человеческой природы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments