bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Музейные впечатления.

На этом снимке, сделанном Александром Стешановым в 1967 году, сфотографирован премьер-министр Франции Жорж Помпиду во время осмотра им экспонатов Русского музея.



На заднем плане мраморная скульптура Орловского "Фавн и вакханка", за скульптурной парой видно полотно Айвазовского "Волна" и пустая рама от его же "Девятого вала" - возможно картина была на реставрации или уехала на выставку...

Жорж Помпиду рассматривает картину Карла Брюллова "Последний день Помпеи" - именно это полотно висит за спинами Фавна и Вакханки, напротив картин Ивана Айвазовского.

Я люблю Русский музей, а зал, где выставлены бесценные шедевры Брюллова и Айвазовского, один из самых замечательных.

Есть в Русском музее экспонаты, эстетическая ценность которых совсем недоступна моему восприятию. Так, например, я никак не могу оценить художественную ценность Малевича. Для меня эти изображения выглядят, как мишени для стрельбы: так и хочется прицелиться и отстрелять три-пять серий... Видимо, сказывается эстетическое выражение революционной эпохи.



Недоступна моему эстетическому восприятию художественная ценность вот такого скульптурного портрета:



Мой художественный вкус не возносится к таким высотам, но сознательно я понять могу, что это из жизни - по-моему, известный боксер Валуев похож на этот скульптурный портрет.

Мне понятна красота мраморного портрета графа Василия Перовского. Тут приведен фрагмент скульптурного портрета графа Перовского, выполненного Гальбергом в 1828 году. Два портрета генерала Василия Алексеевича Перовского кисти Карла Брюллова находятся в Третьяковской галерее. На них Перовский - настоящий боевой генерал! А мраморный портрет в Русском музее прекрасен, и граф на нем нисколько не воинственен - красивое лицо молодого человека.



В качестве примера непонятного мне искусства приведу совсем уж никак непонятное:



Это Михаил Ларионов "Осень желтая (Осень счастливая)", холст, масло 1912. Ни один эстетический фибр моей души не откликается. Напротив, фибры моей души отталкивают это, как нечто противное.

Музей - такое место, где каждый находит для себя то, что производит впечатление. Вот немолодая женщина смотрит на "Фавна и Вакханку" Орловского.



Интересно, что она думает, что чувствует, что понимает, как понимает, когда смотрит на их застывшие в своей вечной безупречной молодости мраморные тела?




Фотографу Стешанову удалось заснять образ, предполагающий произведенное на премьер-министра Франции Жоржа Помпиду впечатление известным шедевром Карла Брюллова. Что на самом деле чувствовал премьер-министр Франции, не знает никто. Мы даже не знаем, способен ли чувствовать человек, жизнь которого, как у крупного политика, состоит из постоянно стремительно меняющихся картин и событий. Возможно, психика защищается торможением восприятия от пресыщения впечатлениями. И вообще, невозможно передать свои ощущения, поэтому все мы их переживаем в себе: и эта женщина, и премьер-министр Франции...

Общая экспозиция расположения картин Карла Брюллова в зале № 14 Русского музея, где центральным полотном является "Последний день Помпеи":

Зал 14.png

Справа и слева от могучего шедевра Брюллова размещены два портрета его же кисти - писателя Антония Погорельского (Алексея Алексеевича Перовского, брата графа Василия Перовского, скульптурного портрет которого приведен выше) и графа Алексея Константиновича Толстого - племянника обоих Перовских. Братья Алексей и Василий Перовские были очень похожи.

Братья Перовские - незаконнорожденные дети Алексея Кирилловича Разумовского. Он был родным племянником фаворита императрицы Елизаветы I Алексея Григорьевича Разумовского. Брат фаворита Кирилл Григорьевич Разумовский был последним гетманом Малороссии.

Отец Перовских - Алексей Кириллович Разумовский, мать Мария Михайловна Соболевская. У нее была сестра Прасковья Михайловна Соболевская. Михаил Соболевский был берейтором у графов Разумовских. Ни Михаил Соболевский, ни его дочери не являются родственниками незаконнорожденному Сергею Соболевскому, которому, как известно, дворянство было куплено отцом Александром Соймоновым. Кстати, интересный вопрос, как Соймонову удалось купить своему незаконнорожденному сыну дворянство, требует дополнительных исследований. Дело-то было весьма непростое! Уловки, подлоги и махинации дворян при добывании для своих незаконных детей дворянства - это источник интересных исторических открытий.

12 мая 1744 года Елизавета II подарила Разумовскому село Перово, в этом же году он получил графский титул. Так Перово стало вотчиной Разумовских. Алексей Кириллович Разумовский был женат и имел четверых детей от брака с графиней Варварой Петровной Разумовской (рожденной Шереметевой), но больше 30 лет прожил с Марией Соболевской, родившей ему одиннадцать внебрачных незаконнорожденных детей, получивших фамилию Перовские. Родной брат Варвары Петровны Разумовской, Шереметев Николай Петрович женился на крепостной актрисе - Параше Жемчуговой,.. но это уже другая история.

Алексей Алексеевич Перовский окончил Московский университет, добровольцем пошел в армию во время Отечественной войны 1812 года. После окончания войны служил в Саксонии. Познакомился с книгами Гофмана и стал поклонником немецких романтиков, а после выхода в отставку занимался литературными переводами. Под псевдонимом Антоний Погорельский писал повести и сказки. Он был братом трех графов Перовских, получивших титулы за заслуги перед Отечеством, братом графини Анны Алексеевны Толстой, княгини Софьи Алексеевны Львовой, ставших титулованными дворянками в замужестве, дядей графа Алексея Константиновича Толстого, и других интересных личностей.

Антоний Погорельский автор известной сказки "Черная курица или подземные жители". Очень я ее любила в детстве... Граф Алексей Константинович Толстой был его племянником и тем, для кого он сочинял свои сказки.

Граф Алёша Толстой был другом детства цесаревича, будущего императора Александра II, которого убила в марте 1881 года двоюродная племянница графа - Софья Львовна Перовская. Отец цареубийцы, Лев Николаевич Перовский, был двоюродным братом графа Толстого. Но граф Алексей Константинович Толстой, один из создателей литературной мистификации по имени Козьма Прутков, умрет раньше - 28 сентября 1875 года от передозировки морфия, который ему был прописан доктором от головной боли, поэтому он никогда не узнает о цареубийстве.



Император Александр II в гробу, фотография. 1881 год, С.-Петербург, Фотограф Сергей Львович Левицкий

В декабре 1835 года, когда Карл Брюллов возвращался в Петербург после длительного проживания в Италии, все еще были живы, и юному графу Алексею Толстому будущая жизнь представлялась счастливой, насыщенной интересными событиями, богатой знаниями, впечатлениями, творчеством, страстями и талантами. Все это сбылось! А после того как молодость проходит и все мечты сбываются, чего еще остается желать?..

Карл Брюллов проездом остановился в Москве в доме Алексея Перовского, с которым был знаком еще с Италии. Там же, в Италии, судьба его свела и с другим приятелем, с Сергеем Соболевским, в квартире которого по адресу Невский проспект, дом 6 он некоторое время будет жить, когда приедет в Петербург.

Портреты графа Алексея Константиновича Толстого и Алексея Алексеевича Перовского были написаны Карлом Брюлловым в начале 1836 года. В тот же период в Москве он написал картину "Гадание Светланы". Тогда же в Москве Брюллов лично познакомился с Пушкиным и художником Тропининым.

Известно, что Пушкин приехал в Москву из Петербурга для работы в архиве 2 мая 1836 года. Остановился он у Нащокина в редкий период его финансового благополучия - Нащокин выиграл крупную сумму денег и снял большую квартиру в Пименовском переулке в доме Ивановой. Возвратился в Петербург Пушкин 23 мая 1836 года через несколько часов после рождения Натальей Николаевной их дочери Натальи - младшей из детей Пушкина.

Пушкин к моменту знакомства с Брюлловым уже видел картину "Последний день Помпеи". Пушкинские стихотворные строки описывают сюжет картины:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.


Портрет Алексея Алексеевича Перовского написан Карлом Брюлловым незадолго до смерти Перовского, который был болен - у него туберкулез.



9 июня 1836 года по пути в Ниццу он умер и был похоронен на Вольском православном кладбище Варшавы. С ним ехала его сестра графиня Анна Алексеевна и племянник граф Алексей Толстой.

Сестра графиня Анна писала из Дрездена другому брату Льву Перовскому о смерти Алексея Перовского:

"Он умер у меня на руках... До самого последнего момента он не терял присутствия духа —
несколько раз простился с нами. Было ужасно видеть, как он страдает. В четверг рано утром попросил нас открыть окна, убрать ширму и подвинуть кровать — он смотрел на Небо — в девять часов бедного Ангела не стало!"


Первые захоронения на Вольском православном кладбище были сделаны именно в 1836 году. Попытки исследователей-некрополистов найти могилу Алексея Перовского на кладбище в Варшаве пока не увенчались успехом.

Молодой граф Алексей Толстой в 1836 году окончил Московский университет и был определен на службу в архив министерства иностранных дел в Москве - тоже стал "архивным юношей". Но эпоха уже сменилась: Одоевский, Мальцов, Киреевский, Шевырев, Кошелев и другие сослуживцы Соболевского, как и сам Сергей Соболевский, повзрослели; Веневитинов умер, а Пушкин, вписавший "архивных юношей" в седьмую главу "Евгения Онегина" жил свой последний год жизни...

На портрете кисти Карла Брюллова девятнадцатилетний граф Алексей Толстой изображен во время охоты. Страстное увлечение русских помещиков охотой общеизвестно. Юность, красота и аристократическая утонченность присущи как графу-охотнику, так и его преданно глядящей на него собаке, тоже большой любительнице поохотиться.



"Последний день Помпеи" - самое значительное творение Карла Брюллова. Реакция французского премьер-министра на фото показывает, что чтобы почувствовать эстетический трепет, познать величие, ощутить силу произведения искусства, картины надо смотреть. Лучше смотреть там, где они выставлены - в натуре. Только встав перед полотном Айвазовского можно почувствовать - понять существом то, что он написал! Так же и с картиной "Последний день Помпеи".

Замысел картины возник во время посещения раскопок Помпеи, которые в начале 19 века уже были известны как раскопки погребенного во время извержения Везувия древнего города. Раскопки на склонах Везувия велись, хоть стихийно и не последовательно, и к началу 19 века было уже понятно, что там раскапывают, а история извержения вулкана и гибель жителей ближайших городов, в частности Помпеи, в 79 году нашей эры ко времени посещения Брюлловым места раскопок имела отражение в искусстве: в опере Паччини, в романе Бувер-Литона...

Из Рима в Неаполь Карл Брюллов поехал летом 1827 года вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской, вдовой Льва Кирилловича Разумовского, умершего в 1818 году. Лев Кириллович Разумовский - родной брат Алексея Кирилловича, отца Перовских. У Льва Кирилловича Разумовского тоже был незаконнорожденный сын, рожденный родной сестрой Марии Михайловны Соболевской - Прасковьи. Отцы - братья Разумовские, матери - сестры Соболевские. Этот сын - воспитанник Льва Кирилловича Подчасский (Подчасков) Ипполит Иванович. Ипполит Иванович был интересной личностью.
Графиня Мария Григорьевна Разумовская дважды была замужем и детей не имела.

Поскольку картину "Последний день Помпеи" в дар императору Николаю I преподнес Анатолий Николаевич Демидов, считается, что именно Демидов выступал вдохновителем и заказчиком картины. Демидову в 1827 году, когда Брюллов начал работу над эскизом картины, было 15 лет. Вряд ли он мог быть вдохновителем сюжета и замысла картины, чтобы заказать зрелому художнику Карлу Брюллову такое масштабное полотно. Нет оснований считать, что картина изначально была заказана Анатолием Демидовым.

Как писал Карл Брюллов в письме к брату весной 1828 года, "Эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской, приведен в порядок; сочинение следующее: "Последний день Помпеи"

Значит, первым заказчиком картины была графиня Разумовская. А тему и сюжет нашел сам художник, давно желавший создать большое полотно. Почему графиня впоследствии устранилась, история умалчивает. Когда готов был эскиз, Демидов выступил финансовым гарантом, сказав, что по готовности картины он ее купит. В дальнейшем между Анатолием Демидовым и Карлом Брюлловым был заключен контракт на "Последний день Помпеи". По условиям контракта художник должен был закончить картину в конце 1830 года.

4 сентября 1830 года Брюллов пишет Демидову в письме, что картина "Последний день Помпеи" "слишком далека от окончания" ибо он "не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур". Это письмо едва не подвело к разрыву контракта между Брюлловым и Демидовым. Однако Демидов решает контракт продлить и в ответ просит продолжать работу над картиной, назначая новый срок завершения работы 16 апреля 1831 года. Но и этот срок не стал сроком завершения картины. В январе 1833 года Демидов просит срочно уведомить его, как только картина будет готова.

Художник завершил картину только к середине 1833 года. Если на написание самой картины размером 4.5 на 6.5 метров ушло около года, то на подготовку, создание сюжета и композиции, на проработку деталей ушло около пяти лет. Всего от замысла до воплощения картины "Последнего дня Помпеи" ушло около шести лет. За это время художник работал над другими картинами и портретами, параллельно посещая раскопки, музеи, библиотеки, изучая документы...

Брюллов, как это делали многие художники, изобразил на картине самого себя, художника из Помпеи, прикрывающего голову ящиком с красками и кистями.



Анатолий Демидов заплатил за готовое художественное полотно 40 тысяч франков. Осенью 1833 года «Последний день Помпеи» был выставлен в миланской Академии изящных искусств Брера. Успех картины в Италии был исключительный. После завершения работы над ней Брюллов был принят в члены Миланской, Флорентийской и Болонской академий художеств.
Демидов выставил картину в Лувре - и там был успех. Затем картина была отправлена в Россию. В России "Последний день Помпеи" вставили в богатую золоченую раму, заказанную Демидовым, и она была преподнесена в дар императору Николаю I, который выставил ее в Эрмитаже.
Вот, что писал Анатолий Демидов Брюллову из Петербурга в сентябре 1834 года:

"Она <картина>, по доставке сюда старанием моим была выставлена в Эрмитаже. Вначале удостоилась лучшего одобрения государя императора, затем отличных особ, художников и любителей изящного, и, наконец, самой публики... Все умы здешней публики в продолжение полутора месяца были заняты только одним суждением о ней, и талант ваш превознесен до невероятия"

Картина находилась в Эрмитаже с августа 1834 года, а весной 1835 года она была выставлена в Академии художеств для всеобщего обозрения.

Николай I всемилостивейше пожаловал Брюллову "бриллиантовый перстень с вензелем его Величества в знак монаршего благоволения за написанную картину".

Триумф Карла Брюллова на родине был гарантирован. Он возник еще до его возвращения в Россию благодаря слухам, статьям в газетах и отзывам тех, кто успел посмотреть картину во Франции, Италии, в Эрмитаже или в Академии художеств. Возвращался в Россию он через Одессу. Его встречали с восхищением и устраивали торжества. Вот тогда-то он, следуя в Петербург, остановился в Москве у Перовского, где и написал портреты самого Перовского и племянника-графа Толстого.
Tags: Айвазовский, Антоний Погорельский, Брюллов, Демидовы, Малевич, Перовские, Разумовские, Русский музей, Соболевский, Толстые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как создавалась "история".

    История побега мадам Жадимировской с князем Трубецким от мужа в мае 1851 года задокументирована, и документы эти сохранились в жандармском архиве и…

  • "Черная вдова" из Английского магазина.

    Лавиния Жадимировская, сбежавшая от мужа в 1851 году с князем Трубецким, была из семьи итальянцев по фамилии Бравура. Итальянская опера эпохи…

  • "Исчезли юные забавы..."

    Графиня Антонина Дмитриевна Блудова, знавшая князя Сергея Васильевича Трубецкого еще в молодости и охарактеризовавшая его как человека доброго и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments