bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Categories:

Любовь к родному пепелищу. Часть третья.

Судьба "Отрады" раньше не волновала жителей Кинешмы, но в первой четверти ХХI века пробудилась в кинешемцах дремавшая "любовь к родному пепелищу", а пробудившись, она вся излилась неведомо почему исключительно на "Отраду". Распространение изображений разрушающегося дома в заросшем парке на берегу Волги возбудило сетевую общественность, а затем стали реагировать и местные власти, вплоть до самого губернатора…

Вторая фабрика, как ее называют в Кинешме, использовала особняк Севрюговых в качестве дома культуры; там также была библиотека. Но пролетариям, владеющим всем, и ничем, не пришло бы в голову заботиться о сохранности этого дома и требовать сохранности объекта архитектурного наследия в ущерб их насущным нуждам. В 60-70-е еще храмы сносили... Если бы всю старую Кинешму снесли тогда и выстроили на месте старых купеческих домов хрущевки, то благодарные горожане благодарно славили бы исполком горсовета за активную заботу!

В 1971 году особняк Севрюговых был обследован, составлен Паспорт на памятник архитектуры (мое краткое изложение):

1. Наименование: Бывший особняк фабриканта Севрюгова.
2. Адрес: Ивановская обл., гор. Кинешма, ул. Социалистическая.
3. Время основания: 1905 год.
4. Автор, строитель, заказчик: автор не установлен, заказчик фабрикант Севрюгов.
<...>
6. Исторические сведения /важнейшие исторические события, личности, связанные с памятником, строительная переодизация/: Кинешемский особняк Севрюгова на Волге был летней резиденцией главным образом семьи фабриканта. Особняк построен в стиле модерн в один строительный период.
<...>
Завершается Паспорт так:
19. Дополнительные сведения, дополнения и предложения составителя паспорта: Немедленно обязать арендатора - Кинешемскую фабрику №2 - произвести ремонт особняка и прежде всего: крыши, чердачное перекрытие, водостоки, парковую мраморную лестницу, а затем набережную.

Дата составления июль 1971 года".


"Немедленно обязать" - это очень по-коммунистически написано! Ну, хорошо, "немедленно обязали", дальше что делать, если денег на ремонт здания у фабрики нет?

Крыша течет с 60-х годов ХХ века, а может быть и дольше. Здание разрушается давно и планомерно... Любая собственность начинает рушиться и ломаться, как только ее выпускает из своих заботливых рук рачительный хозяин. Поэтому, можно считать, что особняк Севрюговых обречен, ибо хозяин вряд ли будет.

Сейчас здание активно разрушается, и с 2005 года оно признано аварийным:





А даже еще в 1960-х годах было вот так:



При разделе ничейного имущества в лихих 90-х усадьбу смогло прибрать себе учебное заведение, напрасно истратившее свои деньги на какие-то коммунальные долги и платежи. Нести расходы на ее содержание было не под силу, а на восстановление получить денег из бюджета не удалось, поэтому учебное заведение от нее избавилось. Московская компания "Техостнастка" намеревалась создать производство на территории бывшей фабрики и приняло на себя расходы на усадьбу, не будучи собственником усадебного комплекса, но что-то с производством не заладилось до сих пор, а усадьбу приобрести на выгодных для компании условиях тоже не получилось. Попытки шантажировать тем, что "если усадьбу администрация Кинешмы не продаст за один рубль за кв. метр нам, то мы вообще откажемся", по всей вероятности, пока не имели результата.

Особняк Севрюговых имеет статус памятника архитектуры регионального значения и внесен в Государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России за регистрационным номером 371510267940015, усадебный ансамбль за номером 371520267940005. Сохранность, восстановление и использование такого объекта регулируется федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Для такого объекта нужно не просто восстановление и ремонт, а реставрация.

Реставрация - это совсем иной уровень расходов, чем восстановительный ремонт. Статьей 45 федерального закона "Об объектах культурного наследия" установлено, что "к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности". Реставрационные работы стоят существенно дороже, и потому не выгодны заказчику. Пока превратить ее в свою дачу или собственный дом тоже никому не удалось. Вот и используют разрушающееся здание для фотосессий заезжие путешественники.

Кстати, если вдруг случится чудо и объявится собственник и начнет усадьбу восстанавливать, то с таким же рвением, с каким сейчас население Кинешмы борется на словах с разрушением усадьбы, оно станет противником этого восстановления, усматривая в этом нарушение права гулять там, где хочется.

Желающих приобрести это красивое место для себя достаточно, но реставрировать усадебный комплекс для населения - нет.

Почти напротив через Волгу находится бывшая усадьба Николая Павловича Рузского "Студеные ключи", которая тоже, как "Отрада" Севрюговыми использовалась для летнего проживания семьи.



После победы пролетариата усадьбу национализировали, использовали под клуб, затем там был туберкулезный диспансер, а после она была переведена на баланс Заволжского химического завода.

В 2012 году усадьба была куплена частным лицом в собственность, реконструируется и уже используется под туризм и отдых.
Вот такой был главный дом усадьбы, когда в нем был клуб и над входом висел призыв "Да здравствует коммунизм!" (задний фасад здания):



Так этот фасад выглядел, когда коммунизм уже перестал здравствовать:



А так главное здание усадьбы изменилось, когда за дело взялся собственник-капиталист:



Как я поняла из документов, усадьба была куплена не как памятник архитектуры, а как заброшенное здание, расположенное на землях Заволжска. Был разработан проект возведения новых зданий и сооружений, получено разрешение на строительство, утвержден план реконструкции. Это было в 2012 году. В соцсетях читаю:

"В октябре 2012 года межведомственный совет по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области и лично губернатор Ивановской области Михаил Александрович Мень одобрили к реализации проект по реконструкции Парк-усадьбы "Студеные ключи".

После ремонта главного дома усадьбы, усадьба "Студеные ключи" в августе 2014 года была внесена в Государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России за регистрационным номером 371520321290004 как выявленный объект культурного наследия. Фактически в таком случае у собственника не было при строительстве тех ограничений, которые накладывает статус архитектурного памятника, чем является усадебный ансамбль "Отрада" с 1986 года.

Практика подобных добрых дел показывает, что на восстановление усадеб-памятников требуются неоправданно большие расходы, которые наверняка станут убытками. Перспективы эти расходы окупить весьма призрачные. Прежде всего, очень важно определить, с какой целью восстанавливать, каким смыслом наполнить усадьбу, бывшую когда-то дачей купеческой семьи, владевшей текстильной фабрикой. Эти усадьбы утратили тот изначальный смысл, которым они были наполнены - естественным смыслом создания. Поэтому, приходится изобретать искусственный смысл использования усадьбы, каким является туризм. На фоне уже семилетнего создания Парк-усадьбы "Студеные ключи" восстанавливать частному инвестору "Отраду" бессмысленно, так как одной усадьбы с туристическим назначением для Кинешмы более чем достаточно.
Tags: Кинешма, Отрада, Рузские, Севрюговы, Студеные ключи, памятники архитектуры
Subscribe

  • "Семь пудов августейшего мяса".

    Умышленно или ненамеренно, но огромная часть монархических публикаций лакирует и идеализирует династию Романовых. Исторически очевидно, что…

  • Открытки из прошлого.

    Людей, писавших эти строки, давно уже нет, и мы не знаем, как сложилась их жизнь. Остались лишь маленькие прямоугольники плотной почтовой бумаги под…

  • Об уязвимости образа.

    Когда я давным-давно впервые читала роман Достоевского "Братья Карамазовы", то не могла в полной мере постичь и объяснить себе реакцию Алексея на тот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments