bettybarklay

Categories:

Томас Гейнсборо в Пушкинском музее.

В Пушкинском музее (бывшем Музее изящных искусств им. императора Александра III при Московском университете, улица Волхонка, дом 10) проходит выставка работ английского художника XVIII века Томаса Гейнсборо. Она продлится до 1 марта. В экспозиции представлены работы художника из одиннадцати музеев Великобритании, а также некоторые работы из собраний Пушкинского музея и Эрмитажа.

Билеты можно приобрести как в порядке живой очереди, так и заблаговременно на сайте музея — это дает возможность при наличии очереди пройти в музей без очереди через вход с Колымажного переулка.

Художник умер на 62 году жизни и по мнению современников он на момент смерти был признан величайшим художником Англии. На выставке представлены портреты и пейзажи, а также графические работы  художника. 

Для меня интерес представляют прежде всего портреты кисти Гейнсборо. Кстати, на значимость Гейнсборо-портретиста указывает и оформление каталога выставки, который можно приобрести в магазине музея: на обложке каталога помещен прекрасный портрет Томаса Хибберта:

Обложка каталога выставки "Томас Гейнсборо" с репродукцией портрета Томаса Хибберта
Обложка каталога выставки "Томас Гейнсборо" с репродукцией портрета Томаса Хибберта

Мы трижды возвращались к этому портрету и, прежде чем уйти с выставки, провели возле него некоторое время. Поэтому, естественно, что мне захотелось побольше узнать об этом эсквайре-красавце-плантаторе.

Томас Гейнсборо. Портрет Томаса Хибберта (1744-1819), холст, масло. Дом-музей Гейнсборо Садберри, Саффолк. Передана на хранение из частной коллекции. Портрет был создан, когда Томас Хибберт, начавший карьеру на частных плантациях Ямайки, получил в наследство поместье в Ланкашире и вернулся на родину.
Томас Гейнсборо. Портрет Томаса Хибберта (1744-1819), холст, масло. Дом-музей Гейнсборо Садберри, Саффолк. Передана на хранение из частной коллекции. Портрет был создан, когда Томас Хибберт, начавший карьеру на частных плантациях Ямайки, получил в наследство поместье в Ланкашире и вернулся на родину.

На портрете изображен Томас Хибберт (старший) (1744-1819), работорговец, владелец сахарных плантаций на Ямайке. Его дядя, Томас Хибберт-старейший в 1734 году приехал на Ямайку, чтобы заняться работорговлей. Он был из семейства Хиббертов, владевших  хлопчатобумажными фабриками в Манчестере и его окрестностях, где  использовалось сырье с хлопковых плантаций, обрабатываемых рабами в Вест-Индии. Основателем этой династии был Роберт Хибберт-старший  (1684–1762). У него, как в сказке, было три сына: Томас (1710-1780), Роберт (1717–1784) и Джон (1732–1769).

Томас Хибберт, старший сын Роберта, или Томас Хибберт-старейший, приехал на Ямайку в 1734 году, чтобы финансировать работорговлю непосредственно в месте крупного рынка работорговли. Работорговля была очень выгодным делом. Рабы были товаром и, как на всякий товар, поставщики рабов брали деньги под облигации. Такими операциями семейство Хиббертов из Англии направило заниматься Томаса на Ямайку. 

Дела Томаса Хибберта-старейшего пошли успешно и он за последующие двадцать лет разбогател и стал известным работорговцем на Ямайке. Он жил в главном городе острова Кингстоне.

Около 1854 года три работорговца заключили пари: кто построит самый красивый дом в Кингстоне, тому достанется прекрасная мулатка Черити Хэрри, хорошо образованная невольница, бывшая предположительно дочерью рабыни и одного из местных плантаторов. Совсем как в «мыльной опере» про рабыню Изауру. Одним из участников пари был Томас Хибберт-старейший. Он построил в Кингстоне красивую резиденцию Хибберт Хаус и пари выиграл. Хибберт Хаус сохранился в очень сильно перестроенном виде — практически это совсем иное здание. Но по описаниям усадьба была красива, занимала целый квартал и из нее открывался великолепный вид на естественную гавань Порт Ройяль и Палисады — косу, отделяющую гавань от моря. Выигранную в пари невольницу Томас Хибберт сделал домоуправительницей  в своей резиденции, порядок в которой обеспечивали 30 рабов и рабынь. 

Томас Хибберт-старейший купил три участка земли на северном побережье Ямайки площадью 3 000 акров (около 1000 га), обработку которой выполняли приблизительно 900 рабов. 

От сожительства с Черити Хэрри у него родилось три незаконнорожденные дочери, одна, младшая, умерла в детстве. Старшие получили образование в Англии. Черити Хэрри оставалась его рабыней до 1775 года, когда 65-летний Томас Хибберт  дал ей личную свободу, засвидетельствованную частным Актом Палаты Собраний Кингстона.

В 1754 году на Ямайку приехал младший брат Хибберта, Джон. Он вступил в партнерство со старшим братом в деле работорговли, имел незаконнорожденных детей, затем женился, в браке у него родились два сына: Томас Хибберт-младший и Роберт Хибберт-младший, получившие образование в Итоне и Кембридже и вернувшиеся на Ямайку. Джон Хибберт прожил все оставшиеся годы свой жизни на Ямайке и умер в 1769 году. 

Средний брат, Роберт Хибберт-младший вел дела на фабриках в Манчестере и в Ямайку не приезжал. Зато приехали три его сына. Первым приехал Томас Хибберт-старший, портрет которого написан Гейнсборо и представлен на выставке в Пушкинском музее — фактически является визитной карточкой этой выставки.

Томас Хибберт-старший приехал на Ямайку в 1766 году и тоже вошел в дело работорговли своего дядюшки Томаса Хибберта-старейшего в качестве партнера. Через три года умер его дядя Джон Хибберт. В этом же 1769 году приехал на Ямайку другой Джон Хибберт, племянник умершего, родной брат того Хибберта, что изображен на портрете. Этот Джон Хибберт тоже вскоре в 1770 году умер на Ямайке в возрасте 22 лет холостым.

Другой брат «портретного» Томаса Хибберта, Георг Хибберт, приехал на Ямайку в 1773 году. 

Томас Лоуренс. Портрет Георга Хибберта. 1811
Томас Лоуренс. Портрет Георга Хибберта. 1811

На мой взгляд, братья Хиберты, Томас и Георг, нисколько не похожи. 

Кроме Георга и Джона у Томаса были еще два брата — Вильям и Самуэль. 

Дядюшка Томас Хибберт-старейший умер в 1780 году. Он пожелал быть похороненным возле своего дома, однако он был захоронен на вершине холма с видом на залив Анотто. На месте его захоронения был установлен монумент:

Акварель из альбома Джеймса Хейквилла с изображением монумента на месте захоронения Томаса Хибберта-старейшего на вершине холма. Рисунки выполнены в 1820-21 годах, альбом издан в издательстве Харт и Робинсон в Лондоне в 1825 году.
Акварель из альбома Джеймса Хейквилла с изображением монумента на месте захоронения Томаса Хибберта-старейшего на вершине холма. Рисунки выполнены в 1820-21 годах, альбом издан в издательстве Харт и Робинсон в Лондоне в 1825 году.

В настоящее время монумент сильно страдает от вандалов — видимо, не любят на Ямайке плантаторов и рабовладельцев.

После смерти дяди Томас Хибберт-старший (на портрете) уехал с Ямайки. Свою долю в работорговле и часть своих плантаций он продал брату Георгу. Согласно документам о продаже его доли им было продано 896 негров и 633 голов скота (буквально: «896 negroes and 633 head of cattle»). В 1784 году умер его отец, Роберт Хибберт. Как старший сын в условиях майората Томас был наследником. Вернувшись в Англию, Хибберт женился на Софии Болдеро. Ее портрет Томас Гейнсборо написал в 1786 году.

Томас Гейнсборо. Портрет миссис Томас Хибберт. 1786. Портрет находится в новой Пинакотеке Мюнхена.
Томас Гейнсборо. Портрет миссис Томас Хибберт. 1786. Портрет находится в новой Пинакотеке Мюнхена.

Портрет Томаса Хибберта, на мой взгляд, получился лучше портрета его жены Софии Хибберт.

Семейное счастье супругов оказалось непрочным и после 10 лет брака Томас Хибберт расстался со своей женой. Из дневников его брата Роберта Хибберта известно, что у Томаса было несколько любовниц, имевших незаконнорожденных детей, однако сведений о том, выжили ли эти дети, стали ли взрослыми, мне обнаружить не удалось. 

В 1794 году Томас Хибберт приобрел старинное бакингемширское поместье Чалфонт Парк  и в 1795 году был назначен высоким шерифом Бакингемшира. Поместье было им в 1799 году увеличено еще на 183 акра (около 60 га), в нем был выполнен пруд, построен эллинг и ледник, сооружена башня с часами. В 1796 году в поместье был приглашен художник Томас Гёртин, написавший несколько пейзажей. Так же поместье в 1800 году посетил Вильям Тёрнер, написавший две акварели.

Томас Гёртин. Чалфонт Хаус. 1796.
Томас Гёртин. Чалфонт Хаус. 1796.

Томас Хибберт, эсквайр, умер, не оставив законных наследников, в 1819 году. Поместье перешло после его смерти к его брату Георгу. После смерти Георга в 1835 году оно перешло к его сыну Джону Нембхарду Хибберту и было продано его душеприказчиком после смерти Хибберта в 1886 году.

На мой взгляд, у Гейнсборо неровная манера письма и есть картины и портреты, выглядящие так, словно художник не хотел их писать или забыл дописать. Портрет Томаса Хибберта безупречен, но далеко не все работы Гейнсборо производят на меня такое впечатление. 

Например, один из последних пейзажей художника под названием Рыночная повозка.

Томас Гейнсборо. Рыночная повозка. 1786. Национальная галерея, Лондон.
Томас Гейнсборо. Рыночная повозка. 1786. Национальная галерея, Лондон.

На мой взгляд, художник не завершил картину: у лошади «двоит» дуга и «троит» голова, словно художник пробовал разные варианты положения лошадиной головы и эти временные наброски оставил навечно:

 

Фрагмент картины Рыночная повозка - у одной лошади "двоит" дуга и просматриваются еще две головы
Фрагмент картины Рыночная повозка - у одной лошади "двоит" дуга и просматриваются еще две головы

Картина написана в 1786 году, а художник умер в 1788 году. Время завершить работу было. 

Этот пейзаж заслужил высокую оценку критиков при жизни художника и в 1830 году картина была приобретена правлением Британского института для Лондонской Национальной галереи  за очень высокую по тем временам цену в 1102 фунта, 10 центов.

В Эрмитаже есть портрет кисти Гейнсборо — Портрет дамы в голубом, и он также безупречен, как и портрет Томаса Хибберта.

Чарльз Кендлер. Лохань для охлаждения вина. 1734, серебро литье, ковка, гравировка. На фоне прекрасной Дамы в голубом работы Томаса Гейнсборо, Около 1780. Государственный Эрмитаж, Петербург
Чарльз Кендлер. Лохань для охлаждения вина. 1734, серебро литье, ковка, гравировка. На фоне прекрасной Дамы в голубом работы Томаса Гейнсборо, Около 1780. Государственный Эрмитаж, Петербург

Выставка в Пушкинском прекрасная, и замечательно, что можно познакомиться с таким значительным числом разнообразных работ художника. 

Можно еще успеть сходить до 1 марта...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded