bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Category:

Поезда российского императора.

День железнодорожника еще не скоро, и единственная дата, к которой я могу привязать интересующую сейчас меня тему устройства поезда последнего российского императора - это начало строительства в России первой железной дороги, Царскосельской.

Первенство в создании железнодорожного транспорта принадлежит Англии, где в 1830 году была построена и начала действовать железная дорога между городами Манчестер и Ливерпуль. Железная дорога появилась в России в эпоху правления императора Николая I и при его поддержке. Поэтому, Николая I мы можем по праву считать причастным к железнодорожному делу.

День железнодорожника стал первым профессиональным праздником, учрежденным в Российской империи в 1896 году, о чем приказом по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года за № 68 сообщалось следующее: "Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружение и эксплуатация железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М.Хилков".

В этот день центральные и местные железнодорожные учреждения не работали, а вечером устраивался ужин с концертом в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги. Как водится, в 1917 году большевики этот императорский праздник отменили, но в 1936 году все же празднование Дня железнодорожника возобновили.

Первой в России была создана Царскосельская железная дорога, открытие которой состоялось в присутствии нашего монарха в октябре 1837 года - спустя семь лет после начала железнодорожного сообщения в Англии. Николай I с императрицей и наследником проехали в первом железнодорожном составе, включавшем кроме паровоза с тендером восемь вагонов для пассажиров.

Еще до строительства Царскосельской дороги возник проект строительства железной дороги между Петербургом и Москвой. Автором этого проекта был приглашенный для работы в России профессор Венского политехнического института, проектировщик первой железной дороги общего пользования в Европе Франтишек-Антонин фон Герстнер. Но сначала ему пришлось выстроить дорогу в Царское село - на пробу.

Николай I уделял большое внимание строительству дороги между двумя российскими столицами. Она была построена в 1851 году, в этом же году исполнилось 25 лет правления Николая I. В Москву на празднование юбилейной даты император поехал на специально для этого оборудованном поезде. Поезд вел паровоз, построенный на Александровском заводе в Петербурге. Длина поезда составляла 80 метров, а состоял он из вагона-салона, вагона-кухни, вагона-опочивальни, вагона-столовой, служебного вагона и свитских вагонов. Не все, но некоторые вагоны этого поезда были тоже построены на Петербургском Александровском заводе, что свидетельствует о внимании к развитию собственного российского машиностроения.

Именно от свитских вагонов появилась существующая доныне престижная аббревиатура для купе-люкс, обозначаемых буквами СВ, что идет от сокращения "свитский вагон". В советское время эти буквы стали обозначать "CВ - спальный вагон", словно простое купе или плацкарт не является спальным вагоном. Просто "свитский вагон" обеспечивал пассажирам поездов, которые права проезда в императорском поезде не имели, такой же уровень комфорта, с каким ездила свита российского императора.
Длина императорского вагона составляла 25,25 метров. Интерьер его был выдержан в малиновых тонах.

В сети этот снимок призван показать, как выглядел интерьер этого поезда, но я не уверена, что этот снимок сделан в том самом поезде Николая I.


Вагон императрицы Александры Федоровны имел «три изящно убранные комнаты, с камином, с кухнею, погребом и ледником».

Первый царский железнодорожный состав со временем модернизировался и менялся, однако он продолжал использоваться императорской семьей для путешествий по России вплоть до 1888 года.

Во времена царствования Александра II сеть железных дорог бурно развивалась. Как известно, с 1866 года на жизнь императора Александра Николаевича был совершен ряд покушений, и необходимость путешествовать комфортно, но с соблюдением требований безопасности стала основанием для создания нового поезда для императора. Для передвижения царя и его свиты по российским железным дорогам с колеей 1524 мм был создан на Александровском заводе пятнадцативагонный императорский поезд. В его состав вошли багажный вагон-электростанция, мастерская, вагоны министра путей сообщения, великокняжеский, их императорского величества, наследника цесаревича, вагон для прислуги, кухня, буфет и столовая, а в хвосте поезда прицеплялись 5 вагонов для свиты.

Туберкулез, открывшийся у императрицы Марии Александровны, явил жизненную необходимость проводить ей много времени на море, в частности на французской Ривьере. Этому фактору обязана своим развитие французская Ницца и ее окрестности, ставшие местом пребывания российской знати и выезда императорского двора. Для таких поездок был заказан во Франции состав, укомплектованный к 1873 году. В поезде помещения императрицы были оборудованы с учетом ее легочной болезни. Кстати, сам Александр II был астматиком. Температурные условия, которые следовало поддерживать в составе, установил лейб-медик царской семьи Сергей Петрович Боткин - первый русский врач, удостоенный такой должности: до него на этой должности были только иностранные доктора.

Согласно рекомендации Боткина, при температуре на улице от +8° до -20°С в составе должна была поддерживаться постоянная температура от 13 до 15°C, как "у пола, так и у потолка". В помещении императрицы предусматривалась возможность изменения температуры. Для этого установили сигнальную кнопку. В вагоне императрицы и в большом салоне поезда имелись "увлажняющие аппараты" для поддержания уровня влажности 48–58%. В четырех вагонах состава были установлены вентиляторы-кондиционеры для охлаждения помещений.

Интерьер помещений был поистине царским. Несколько удивляет, почему "царский" стиль часто выражается в использовании драгоценных металлов для сосудов, которым нет нужды быть изготовленными из таких дорогостоящих материалов. Так, например, в вагоне императрицы установили умывальник, выполненный из серебра. Также в перечне гигиенических предметов упоминается о "белых с позолотою ночных фарфоровых сосудах". Так что стремление новоришей и "денежных мешков" иметь у себя золотой унитаз восходит к какой-то специфической ментальной потребности власть предержащих и сильных мира сего.

В октябре 1888 года под Харьковом в Борках произошло крушение царского поезда. Царская семья не пострадала, но сам факт ужасного крушения послужил поводом для разработки нового поезда. Императорский поезд для заграничной и российской колеи был разработан в 1891-1894 годах группой специалистов во главе с инженером-технологом, Николаем Леонидовичем Щукиным, совмещавшим преподавание в Военно-Инженерной Академии с работой консультанта на Петербургском Александровском заводе. Этот поезд был построен в 1896-1897 годах в трех составах: двух дублирующих друг друга с "русской" в 1524 мм шириной колеи и один для зарубежных визитов с "заграничной" шириной в 1435 мм. Устройство для смены тележек при необходимости на разные колеи также было предусмотрено.

В 1907 году под редакций Н.Л.Щукина Министерством путей сообщения было издано "Императорский поезд заграничной и российской колеи. Техническое описание". Мной сведения из этого издания дополнены сведениями из различных источников.

Всего предусматривалось девять вагонов длиной в 19,3 метра каждый, но их число могло сокращаться или увеличиваться в зависимости от потребности. Первый вагон предназначался для конвоя и прислуги; во втором располагалась кухня и помещения для поваров; в третьем помещался салон-столовая; в четвёртом – опочивальня для их императорских величеств; пятый вагон был детский; шестой – "свитский" для лиц мужской и дамской свиты с купе "много просторных, чем в международных спальных вагонах"; седьмой вагон – багажный; в восьмом размещалась команда, придворная прислуга, доктор, аптека; девятый вагон предназначался для придворной прислуги; в десятом располагалась мастерская. Назначение служебных вагонов и их расположение в поезде менялось, в зависимости от обстоятельств и маршрутов следования.

Вагоны обозначались литерами латинского алфавита, например:
Опочивальня обозначен буквою A
Салон-столовая В
Великокняжеский мужской С
Великокняжеский дамский D
Свитский Е
Административный F
Служебный G
Кухня H
Прислуги кухни (II кл.) I
Багаж электрической станции К
Багаж L

Император с императрицей занимали вагон Опочивальню, литера А. В вагоне было два кабинета, имеющие отдельные уборные; по концам вагона были расположены помещения для камердинера императора и камерфрау императрицы. Со стороны одного тамбура располагалось гардеробное отделение, а с другой стороны вагона находилось помещение для котла отопления вагона. Каждый вагон имел автономное отопление от котлов, но также система отопления предусматривала возможность центрального отопления от горячей воды котла паровоза. В центральной части вагона располагалась ванная комната.


План вагона Опочивальни.

Стены кабинета императора Александра III были отделаны кожей темно-фиолетового цвета в технике капитоне. Этой техникой пользовались при обивке клеенками квартирных дверей в СССР - сама так делала когда-то. Видимо, советский народ стремился поддерживать царский вкус).

Деревянная обкладка стен, оконных карнизов, наличников, дверей выполнена из красного бука - император Александр III предпочитал светлые породы дерева. Потолок был обит шелком тоже в технике капитоне. На окнах занавесы были бархатные в тон цвету кожи, с бахромой, а шторы были шелковые, светлые. Пол, утепленный двумя слоями войлока, был покрыт светло-розовым бархатным ковром с цветами.
В вагонах состава были устроены "полы из одного ряда сосновых досок – 40 мм. В парадных и служебных, обитых 1–3 слоями войлока, прикрытого клеёнкой, поверх которой натягиваются съёмные на, так называемых, французских кнопках, бархатные ковры".

Мебель была красного бука с резьбой покрыта кожей стен и состояла из большого дивана со съемным матрацем, письменного стола, кресла и мягких табуретов. Около дивана был откидной столик. На стенах располагались бра электрического освещения и приборы для свечей. Висела доска с термометром, часами и барометром. В кабинете имелся рычаг для быстрой остановки поезда. Бронзовые элементы были позолоченными.

Интерьер кабинета императора в вагоне-опочивальне.

Стены кабинета императрицы были обиты голубой шелковой материей с технике капитоне, деревянная обкладка выполнена из сатинового дерева. Эта древесина имеет совершенно особый светло-шафранный цвет с красными рисунками слоев и отличается твердостью, что делает его пригодным для мелкой резьбы. Мебель в комнате императрицы состояла из кровати-гамака, выполненной из той же материи, что и обивка стен, а нижняя часть кровати была обита замшей; письменного стола, стула, мягких кресла и пуфа, туалетного стола с зеркалом, трюмо, книжного шкафа с этажеркой, ширмы y кровати со стороны двери из коридора. Нижняя часть ширмы была обита материей стен в технике капитоне, a верхняя часть была из шелковой материи, вышитой разноцветным шелком гладью и вставленной в деревянную раму.
Как обычно, женская комната содержит больше элементов декора и по сути не нужных вещей.


Часть интерьера комнаты императрицы с кроватью-гамаком, туалетным столиком и пуфом.


Часть интерьера комнаты императрицы с ширмой.


Часть интерьера комнаты императрицы с письменным столом.

Поезда, заказанные при Александре III, были закончены уже после его смерти. Состав приспосабливался и адаптировался для текущих задач во время правления Николая II по мере роста его семьи, достижений технического прогресса и изменения потребностей. Возможно, сначала отделка интерьера была выдержана в том цвете, который планировался еще при Александре III. Однако в мемуарах встречается иная цветовая гамма отделки. Упоминается, что покой императрицы был в "серо-лиловатых" тонах, а у императора в "красноватых"; стены и мягкая мебель были обиты светлым кретоном, в детской мебель была белого цвета.

Отделка интерьера со временем была изменена: "стены кабинета Николая II были отделаны кожей темно-оливкового цвета, а потолок – досками красного полированного дерева. Пол поверх войлока в 3 слоя был покрыт однотонным бархатным ковром оливкового цвета с узором в клетку. Большой диван со съемным матрацем, служащий ночью постелью, отделяется от двери стеклянной ширмой с занавеской; меблировка состояла из письменного стола, 3 кресел, шкафа и этажерки для бумаг; дверь рядом со столом вела в уборную, где был поставлен умывальник; отделка уборной - китайской циновкой".

Помещение ванной тоже было отделано циновкой. Сама ванна была биметаллическая, изготовлена в Париже, внешняя сторона её изготавливалась из листов меди, а другая, обращенная внутрь ванны – из серебра. Над ванной был установлен душ. Представляю, как приходилось чистить эту серебряную ванну, которая окислялась... Однако эпоха нержавеющей стали еще только зарождалась, а фаянсовую ванну, видимо, сочли менее безопасной для железной дороги в случае крушения.

Интерьер ванной комнаты. Сама серебряная ванна закрыта, над ней расположен душ.

Вагон Салон-столовая, литера B, состоял из салона, столовой и буфетного отделения.


Стены салона были обиты шелковой материей оранжево-розоватого цвета в технике капитоне; потолок светло-сиреневый трех тонов, по краям с капитоне, а в середине материей с вышивкой. Отделка деревом из красного бука. На полу ковер розоватого оттенка с цветами. На стенах часы, барометр, приборы для свечного освещения, на потолке электрические фонари. Мебель: диваны, стулья и мягкие кушетки были обиты светло-розовой тканью с букетами цветов и оформлены по краям темно-зеленым бархатом.


В салоне, интерьер которого к тому времени был изменен, 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от своего долга и низверг Россию в хаос.

Стены столовой обиты свиной кожей с выжженным рисунком и резьбой, панель выполнена шагреневой кожей в технике капитоне; стулья обтянуты кожей; обеденный стол состоял из трех столов. Оформление столовой деревом кавказского ореха. Потолок обит светлой материей с вставками в деревянные рамки полосок кожи с выжженным рисунком. Столовая освещалась тремя люстрами с приборами свечного и электрического освещения.

Вид столовой на шестнадцать приборов ("кувертов")


Во время Первой мировой войны завтрак в столовой императора Николая II с цесаревичем Алексеем и генералами.

Вся мебель салона и столовой, двери, оконные карнизы были богато украшены инкрустацией из ценных пород дерева: амаринового, птичьего глаза, клена, грушевого и других. "Инкрустацiя въ дверныхъ щитахъ и въ верхнихъ доскахъ переносныхъ столовъ Салона настолько безукоризненна, что изображаемые ею цвѣты и фрукты производятъ впечатлѣніе художественно исполненныхъ акварельныхъ рисунковъ".

Вагоны Великокняжеские, дамский и мужской литеры C, D.

Общий план вагона Великокняжеского, литеры C,D.


Интерьер помещения в вагоне Великокняжеский.


Интерьер помещения в вагоне Великокняжеский.

В великокняжеских вагонах планировалось детское отделение.

Детское отделение в великокняжеском вагоне.

В семье императора Николая II при маленьких детях возникла необходимость устройства специального детского вагона.

Планировка в детском вагоне.

Позднее великая княжна Татьяна Николаевна писала в дневнике: "В поезде. Встала в 9 часов утра. Пила чай в столовой. Позавтракали наедине с мамой и Алексеем. <...> После чая недолго посидели у мамы, потом у Изы* и Настеньки, и поработали. После обеда папа принял дворянство на вокзале, а мы смотрели из окна поезда ... "
* - Иза - фрейлина императрицы Буксгевден Софья Карловна.

Великая княжна Ольга Николаевна, отмечая свой крепкий сон в поезде и его ровный ход, писала: "Поезд движется очень тихо все время".

В дамском вагоне было два больших отделения, два малых и два отделения для прислуги. В мужском было три больших отделения, одно малое и одно для прислуги. Обивка отделений была выполнена цветной тканью в сочетании с кожей; обкладка выполнена из красного дерева.

Изначально в вагоне Свитский, литера Е, предполагалось наличие шести купе по одному спальному месту двух — по два спальных места. Однако при Николае II планировка была изменена: свита менялась и семья императора была иной.

Планировка вагона Свитский: четыре купе для свиты, два для фрейлин, одно для женской прислуги.

Обивка стен и диванов изначально была выполнена из темной кожи с отделкой красным деревом. Однако вот купе фрейлины с диваном, обитым с технике капитоне, ткань набивная с цветами.

Отделение для фрейлины в "свитском вагоне".

Вагон Административный, литера F, состоял из салонного отделения и 6 купе для администрации и представителей управления дороги, по которой следовал императорский поезд. В России существовала сеть частных железных дорог. Позднее, при Николае II Административный вагон был переименован в Служебный, поэтому на плане тут он так отмечен.

Планировка административного (служебного) вагона..

Стены вагона были обиты темно-красной тканью, диваны обтянуты кожей, отделка красным деревом.

Салон административного (служебного) вагона.

Для контроля движения в административном вагоне располагались разные приборы: аппараты для указания скорости хода поезда, в салоне—телефон в последний вагон поезда, сигнальная кнопка к звонку на паровоз и звонок ответный с паровоза, манометры тормозов Вестингауза, указывающие давление воздуха в проводе и тормозном цилиндре во время торможения, и вакуметр тормоза Гарди, ручка для автоматическим тормозам, часы, термометр и прочие.

В вагоне Служебный, литера G, располагалось шесть отделений по шесть спальных мест в каждом для отдыха сменившихся с дежурства лиц технической бригады и одно отделение с двумя спальными местами для поездной прислуги. Этот вагон был переименован в вагон Мастерская.

Планировка служебного вагона (мастерская).

Также имелась кухня для мастеров и технической бригады с плитой для приготовления пищи технической бригаде, где были устроены раковина, фильтр для воды, стол для стряпни, большой самовар для кипятка.

Кухня для технической бригады и прислуги.

Под диванами служебного вагона находились аккумуляторы для электрического освещения поезда. Также в вагоне имелся аппарат Графтио для автоматической записи скорости хода поезда, его пробега, времени простоя на станциях и времени прохождения перегонов.

В 1878 году аппарат был изобретен русским механиком Осипом Ивановичем Графтио. Аппарат фиксировал скорость движения, режим остановки и троганья с места и был назван "киноповзиграф". После испытаний Министерство путей сообщения ввело использование приборы Графтио на 14 железных дорогах России с интенсивным движением поездов. В 1879 году прибор был усовершенствован инженером Виктором Дмитриевичем Зальманом. Зальман уменьшил габариты аппарата и соединил его "посредством электрического тока" со свистком или звонком для подачи звуковых сигналов при "достижении поездом чрезмерной скорости". Был предусмотрен также способ соединения аппарата с тормозом системы Вестингауза для регулирования скорости или полного торможения поезда без участия поездной прислуги. Аппараты Графтио и Графтио-Зальмана в течение нескольких десятилетий применялись на железных дорогах России.

Внешний вид аппарата Графтио.

Вагон Прислуги (второго класса), литера I, предназначался для прислуги и состоял из двух отделений, включающий купе по шесть и по два спальных места. Стены отделений и коридора были обиты клеенкой, диваны обтянуты серым сукном, пол покрыт линолеумом. Тут частично размещались запчасти, инструменты для работы и ремонта, смазочные материалы. Частично они размещались в багажном вагоне. В коридоре вагона второго класса были устроены полки для вещей и одежды.

Кухня, литера H, состояла из буфетного отделения, собственно кухни, "холодного" отделения для хранения провизии и двух отделений для отдыха: одного на два и другого на шесть спальных мест для прислуги кухни.

Планировка вагона-кухни.

Буфетное отделение служило для приготовления закусок и хранения посуды. В нем был шкаф, столы с ящиками под ним, раковина, фильтр для воды, ящики для двух больших самоваров и шкаф для закусок с решетчатыми полками, внизу которого в цинковых ящиках находился лед.

Вид буфета в вагоне-кухне.

В кухне имелась плита, пирожная печь, то есть духовка, столы для работы, оцинкованный бак для воды, раковина и полки.


Вид кухни.

В отделении для хранения провизии размещались лари со льдом, шкафы и столы. Стены всех трех отделений были выкрашены под красное дерево, потолки белой масляной краской, a столы оставались не крашеные и были выполнены из натуральной березы для удобства их мытья и чистки. Пол был покрыт линолеумом. Двери, наличники, оконные рамы второклассных вагонов были сделаны из полированного тика.

Багажных вагонов было два. В первом размещалась "Багаж-электрическая станция", литера K, где находился котел с двумя баками для наполнения котла водой, насосами, качающими воду из тендера непосредственно перед этим вагоном идущего паровоза в баки и отделение для паровой динамомашины с распределительной доской.

Отделение котла электрического освещения.


Отделение паровой динамомашины.

Стены этого вагона были окрашены светлой масляной краской.

Вагон собственно "Багаж", литера L, состоял из помещения для перевозки для перевозки багажа, крашеного светлой масляной краской, и двух отделений, стены и потолок которых были обиты клеенкой, а диваны серым сукном. Полы были покрыты линолеумом.

Планировка багажного вагона.

В багажном вагоне следовала свитская прислуга, рейткнехт, или смотритель за царскими лошадьми, а также охрана - казаки.

К 1903 году у российского императорского двора в ведомстве было пять поездов: поезд вдовствующей императрицы Марии Федоровны из десяти вагонов; императорский поезд для путешествий по России (внутренний), в зависимости от потребности комплектовавшийся из восьми-одиннадцати вагонов; императорский поезд для зарубежных поездок с осями для европейской колеи, состоявший из одиннадцати вагонов; царский поезд для поездок в окрестностях Санкт-Петербурга, который мог включать до тринадцати вагонов; и императорский поезд Курской железной дороги из шестнадцати вагонов.

С началом войны в 1914 году и с принятием на себя должности Верховного главнокомандующего Российской армии в 1915 году, Николай II много времени проводил в Могилеве, в Ставке, и почти жил в поезде. Нередко состав комплектовался из вагона опочивальни, салона-столовой, кухни, административного вагона и вагона-мастерской. Именно в салоне поезда император Николай II написал свое отречение от престола в марте 1917 года.

Вид салона в вагоне Салон-столовая, когда император Николай II отрекся от Российского престола.

К сожалению, история не сберегла роскошных императорских вагонов. Сначала императорский поезда поступили в ведомство Временного правительства, затем они перешли к большевикам, и в императорском поезде стал ездить Троцкий, возил с собой автомобиль в одном из вагонов. Известная приятельница императрицы Александры Федоровны, фрейлина Анна Вырубова, писала в книге воспоминаний "Страницы моей жизни", изданной в 1923 году в Париже: "...Дивный царский поезд, в котором теперь катаются Троцкий и Ленин, скорее был похож на уютный дом, чем на поезд. В помещении Государя, обитом зелёной кожей, помещался большой письменный стол. Их Величества вешали иконы над диванами, где спали, что придавало чувство уютности»". И далее: "В последнем вагоне помещалась столовая, перед ней – маленькая гостиная, где подавали закуску, и стояло пианино". "Зеленая кожа" - это темно-оливковая, "последний вагон" - это последний вагон, который Анна Вырубова посещала: вряд ли она ходила в вагон второго класса или на кухню.

Большинство вагонов этого роскошного поезда было разрушено в огне гражданской войны. Уцелевшие вагоны погибли в Отечественную войну, и сегодня в России нет ни одного настоящего императорского поезда или вагона.
Tags: Александр II, Александр III, Вырубова, Графтио, Николай I, Николай II, Романовы, Царскосельская дорога, железнодорожный транспорт, императорский поезд
Subscribe

  • Как вам это?

    Утром мне приятель написал в скайпе ссылку http://www.wimp.com/girlleaves Я посмотрела, послушала и отчего-то у меня возникло ощущение…

  • Право переписки.

    О переписке и почтовых адресах заключенных в эпоху коммунистических репрессий. Знакомство с делом репрессированного родственника подобно окну в…

  • Об идеале, красоте и поэзии.

    Третий сын императора Павла I, великий князь Николай Павлович, женился 1 июля 1817 года на своей четвероюродной сестре Шарлотте Прусской, за неделю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments