bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Category:

В живом сумбуре подсознания

Мои выдержки из статьи "Справка о Казимире Малевиче". Автор Алексей Ган. Журнал "Современная архитектура", 1927 год, № 3. Лексика и стилистика автора сохранены.

В СССР — искусство все яснее, все резче отрывается от своей спекулятивной, иррациональной деятельности, из сферы своего "духовного" идеологослужения — и верно включается в промышленное производство. Но у нас это игнорируется и новые виды художественного труда, его экспериментальные пути и его производственную сущность рассматривают, как материальную продукцию "духовной" деятельности художника. Такое положение вещей создает односторонний, не научный подход к новому искусству, однобокое, талмудистское его истолкование и заставляет наших присяжных искусствоведов нести зачастую чепуху о целом ряде новых явлений художественной культуры.

Казимир Малевич — одна из жертв этой ученой нелепости.

Казимир Малевич — супрематист. Супрематизм — его художественная школа, им созданная накануне войны и им же последовательно проводимая по настоящий день.

Супрематизм возник в полосе чрезвычайного обострения между старыми и новыми мастерами живописи и их школами. Коротко — это обострение можно определить решительной борьбой абстрактивизма с натурализмом.

Художник—натуралист, пользуясь техникой живописного ремесла, выражал свои мысли, свое миросозерцание, прибегая к копированию внешних форм природы. Натурой ему служило все, что его окружало в действительности. Отобразительное стремление привело искусство живописи к высокой технике изображения. Художник—абстрактивист стремился использовать виртуозность профессионального мастерства, в целях выразить свое мистическое миросозерцание деформированием реальных форм природы, видя в этом приеме выражения бо́льшую свободу своему нарушенному метафизическому равновесию. Западный абстрактивизм в общем психологически выражал индивидуалистический распад и крах мелкобуржуазной идеологии.

Принимая подсознательно материальные силы жизни, развитие капиталистического производства, техники и науки с одной стороны, и неся в себе, в своей психике, упадок мелкобуржуазного индивидуализма, мистические уклоны, пессимизм — с другой — художник переставал быть выразителем и изобразителем идеологии господствующего класса — буржуазии, отрывался от служения ей и ее целям и, не имея корней и связей с другой нарождающейся силой общества, с новым классом — пролетариатом — все глубже и глубже уходил в голый формализм, рассматривая свое ремесло не как экспериментальный путь производственного характера, а как новый способ своих "духовных" откровений.

Эта изощренность в формальных исканиях изобразительного искусства перекочевала из Франции к нам.

Казимир Малевич — очень ярко и талантливо проявил свои живописные способности в экспрессионистической манере письма. Его жатва, жницы, оранжерея и садовник, а также деревенские похороны — сделанные темперой на простых листах ватманской бумаги, иногда на трех-четырех склеенных вместе — имели тогда заслуженный успех. Все они были крайне предметны. Деревня, ее труд и быт — являлись основой тематических построений мастера-живописца. От экспрессионизма Малевич перешел к кубизму или вернее к футуризму, пользуясь системой построения кубистических композиций; очень упорно работал над небольшими плоскостями так называемого алогизма и, наконец, окончательно порвав всякую связь с предметной живописью, сделал свой черный квадрат на белом загрунтованном холсте.


Супрематизм Малевича в Русском музее, Петербург, май 2019.

К этому квадрату Малевич пришел так. Приняв живописную культуру от художников-формалистов, каждый шаг которых, все ближе и ближе, подводил их к абстрактивизму — он решил, что задача живописи это прежде всего задача цвета и цветовых разрешений. Как Сезан — "последний гений натурализма" (так его называли идеалисты искусствоведы) — стремился все аналитические формы природы свести к нескольким геометрическим формам, уйти от светотени импрессионистов и вступить на живописный путь чистой цветистости — так и Казимир Малевич — пройдя другие дисциплины живописи, возникшие после Сезана — пришел к заключению, что вещи, предметы, природа, словом всякий объект живописной композиции — имеет в своем предметном содержании второстепенное значение, а первостепенное — это цветная плоская форма на плоскости: квадрат, круг, конус и другие графические начертания, дающие возможность художнику разрешать чисто живописные задачи.

К такому решению мастера можно подойти с двух точек зрения. С одной стороны решить правильно или неправильно решение художника в смысле принципиальном, с другой — вскрыть это решение, это "миросозерцание" профессионала живописи, как общественный продукт.

Малевич интуит и все его работы интуитивного характера. Корни художественной деятельности родоначальника супрематизма безусловно плавают в живом сумбуре его подсознания, в котором бродит достаточное количество опыта, но этот опыт не организован сознанием, почему и не дает той реально-полезной работы, которую бы мог дать его выдающийся талант.

Что такое супрематическая живопись? "Это" — отвечает Малевич — "первенство цвета и цветовой композиции, построенной на учете: веса, скорости и направления движения".

Правда это метафизическая формулировка мало дает, если не сказать больше, материалистически мыслящему интеллекту; но ведь Малевич не только говорит, он делает, и, то, что удается Малевичу сделать, повторяем, имеет огромное психологическое значение. В его новых супрематических объемах и объемных комбинациях нет и мельчайшей доли атавизма.

О Малевиче у нас не пишут. Вероятно потому, что наши присяжные искусствоведы никак не решат, что выражает его черный квадрат на белом фоне: разложение буржуазии или, наоборот, восхождение молодого класса пролетариата?

Так, товарищи, нельзя. Новые виды художественного труда требуют к себе иного, производственного подхода в критике.

Tags: Малевич, неживопись, черный квадрат
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как создавалась "история".

    История побега мадам Жадимировской с князем Трубецким от мужа в мае 1851 года задокументирована, и документы эти сохранились в жандармском архиве и…

  • "Черная вдова" из Английского магазина.

    Лавиния Жадимировская, сбежавшая от мужа в 1851 году с князем Трубецким, была из семьи итальянцев по фамилии Бравура. Итальянская опера эпохи…

  • "Исчезли юные забавы..."

    Графиня Антонина Дмитриевна Блудова, знавшая князя Сергея Васильевича Трубецкого еще в молодости и охарактеризовавшая его как человека доброго и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments