bettybarklay (bettybarklay) wrote,
bettybarklay
bettybarklay

Category:

Необычное "Оплакивание Христа"

Считается, что это полотно было создано в мастерской Лукаса Кранаха-старшего около 1538 года.


Школа Лукаса Кранаха-старшего, Оплакивание Христа. Фотография Национальный музей в Стокгольме, Швеция. (The School of Lucas Cranach the Elder, The Lamentation of Christ. Photo: Nationalmuseum.)

Не одно столетие картина принадлежала крупнейшему в мире цистерианскому Любёнжскому монастырю, основанному в XII веке и расположенному в Силезии на расстоянии около 50 километров от города Бреслау. Во времена Лукаса Кранаха Силезия была частью Священной Римской империи и вошла в состав Германии со времени объединения германских земель в единое государство в 1871 году. В 1880 году картина была приобретена музеем Schlesische der Bildenden Künste (Шлезиш-дер-Бильденден-Кюнсте) в Бреслау. После окончания Второй мировой войны Бреслау стал Броцлавом, а часть Силезии отошла к Польше.


Любенжский монастырь, Вроцлав, Польша. Фото из Википедии.

В ноябре 1945 года картина в числе других музейных ценностей из бывшего музея Шлезиш-дер-Бильденден-Кюнсте была передана на хранение в Каменец-Зобковицки в Польше. С тех пор картина пропала.
В 1970 года Оплакивание Христа было приобретено с аукциона в Мариефельде в коллекцию Национального музея в Стокгольме за 4000 шведских крон. Согласно инвентарным сведениям картина в Мариефельде принадлежала Зигфриду Хэгбергу.

Польское государство обратилось в Национальный музей в Стокгольме с требованием вернуть картину, как музейную собственность Польши. Музей в Стокгольме совместно с польскими специалистами провели расследование того, как картина оказалась в Швеции. Это расследование установило, что Зигфрид Хегберг во время Второй мировой войны был директором двух филиалов компании LM Ericsson в Польше. В 1942 году он был арестован гестапо и приговорен к смертной казни вместе с тремя другими шведами по обвинению в помощи польскому движению сопротивления. Считается, что он тайно вывез документы, раскрывающие зверства, чинимые нацистами против еврейского и польского народов. Его наказание было заменено на пожизненное заключение, а после особой просьбы короля Густава V Хегберг и вовсе был освобожден в 1944 году. После освобождения уехал в Швецию, а по окончании войны он вернулся в Польшу, чтобы возобновить работу в LM Ericsson. По словам семьи Хэгберга, он не купил картину и не украл ее, а по чьей-то просьбе согласился ее сохранить. По счастливой случайности, человек, вручивший картину на хранение, так никогда и вернулся за ней...

На мой взгляд, красиво, но не убедительно, выдуманная история, сочетающая в себе одновременно и сотрудничество с фашистами, и борьбу с ними. Но в данном случае это не важно.

Удивляет сама картина. При первом брошенный мной поверхностном на картину взгляде я почувствовала, что окружающие Христа дамы не оплакивают его, а смеются.


Фрагмент центральной части Оплакивания Христа.

При дальнейшем рассмотрении я поняла, что это не смех, это скорее напоминает злое ликование. На картине нет никого, чье лицо выражало бы скорбь.

В центре художник поместил эту даму, наряд которой украшен золотом, драгоценными камнями, мехами, а на шее которой сияет золотой равносторонний крест, украшенный либо бриллиантами, либо жемчугами. Она торжествующе смотрит прямо на нас, как бы проверяя, какое впечатление она производит.


Это центральный персонаж картины - дама, держащая Христа за кровоточащую руку. На холодном лице ее нет ни смирения, ни жалости, ни скорби.

Внизу полотна художник поместил, скорее всего родовые рыцарские символы семейства заказчика картины. Слева - коронованную сову на ветке на черном фоне щита, в правом углу которого сияет золотая звезда.


Рыцарский атрибут среди плюмажей и доспехов: коронованная сова на ветке на черном фоне щита, в правом углу которого сияет золотая звезда.

Самое близкое по сочетанию атрибутов из всех найденных оказался герб контрады Сова (итал. Civetta - Чиветта) итальянской Сиены:


Тут есть и сова, и ветка, но щит двухцветный, а не черный...

Справа на картине - языкастый профиль с раскрытым клювом птицы на черном щите. Идентифицировать, что это за птица, практически невозможно. Она напоминает орла, но орел ли это, или это попугай, сказать трудно.


Другой рыцарский атрибут среди плюмажей и доспехов: профиль языкастой с раскрытым клювом птицы на черном щите.

Я в геральдике не разбираюсь, но понимаю, что в шестнадцатом веке, когда было создано это Оплакивание, эти геральдические атрибуты имели большое значение и указывали на принадлежность к роду. Надеюсь, мне удастся найти сведения об этой картине и хоть что-то узнать о заказчике картины.

После официального обращения Министерства культуры Польши и проведенного расследования Национальный музей в Стокгольме намерен вернуть картину в Польшу.
Tags: Кранах, Ренессанс, геральдика, живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments