В живом сумбуре подсознания

Мои выдержки из статьи "Справка о Казимире Малевиче". Автор Алексей Ган. Журнал "Современная архитектура", 1927 год, № 3. Лексика и стилистика автора сохранены.

В СССР — искусство все яснее, все резче отрывается от своей спекулятивной, иррациональной деятельности, из сферы своего "духовного" идеологослужения — и верно включается в промышленное производство. Но у нас это игнорируется и новые виды художественного труда, его экспериментальные пути и его производственную сущность рассматривают, как материальную продукцию "духовной" деятельности художника. Такое положение вещей создает односторонний, не научный подход к новому искусству, однобокое, талмудистское его истолкование и заставляет наших присяжных искусствоведов нести зачастую чепуху о целом ряде новых явлений художественной культуры.

Казимир Малевич — одна из жертв этой ученой нелепости.

Казимир Малевич — супрематист. Супрематизм — его художественная школа, им созданная накануне войны и им же последовательно проводимая по настоящий день.

Collapse )

Томас Соуэлл.

Томас Соуэлл не известен массовому читателю в России, его книги не переведены на русский и известны только специалистам или особо интересующимся. Его работы затрагивают широкий круг научных интересов: экономику, демографию, расовые отношения, социологию, политологию, культурологию и многое другое. Его научному изложению присуща ясность, логичность и обоснованность выводов без стремления упростить сложность рассматриваемых им проблем.

Он автор более десяти книг, сотен лекций, эссе, научных и публицистических статей. Соуэлл обладает главнейшим качеством ученого, работающего в сфере общественных наук - добросовестность при работе с фактами и связью теоретических выводов с реальностью. Соуэлл последовательно и аргументированно развенчивает социальные мифы и идеологические парадигмы, внушаемые в сознание масс либералами всех мастей и оттенков: от политиков и университетской профессуры до средств массовой информации.

Collapse )

Музыка ада.

На триптихе Иеронима Босха "Сад земных наслаждений" в правой его створке запечатлены страшные и тревожные образы: машины для пыток человеческой плоти и фантастические чудовища, эти пытки производящие. На самом деле такое название триптих получил от искусствоведов. Как он был назван Босхом, не известно. Все толкования изображения являются вымыслами искусствоведов, установившиеся преимущественно в XX веке, а сам триптих написан Босхом в первом десятилетии XVI века.


The Garden of Earthly Delights Triptych, BOSCH, HIERONYMUS
Copyright ©Museo Nacional del Prado


Правая створка получила название "Музыкальный ад" из-за изображенных на ней музыкальных инструментов, использованных в качестве орудий пыток. В левой нижней части "Музыкального ада" художник изобразил лежащего под спудом огромной лютни грешника - от его тела видна только нижняя половина, и на ягодицах у него написаны ноты.

"Музыкальный ад" с выделенной желтым овалом частью, где написаны ноты.

А это крупный план музыкальной темы.

Вполне естественно, что у музыкантов возник соблазн сыграть записанную на ягодицах грешника музыкальную тему. Я не думаю, что это случилось впервые, но до XXI века сведений о таких опытах мне обнаружить не удалось.

Хронологически первым озвучил и записал шведский ансамбль Vox Vulgaris под названием De Jordiska Fröjdernas Paradis (Сад земных наслаждений) в альбоме средневековой музыки The Shape Of Medieval Music To Come


Альбом сопровождался аннотацией, в которой была изложена позиция музыкантов ансамбля. Я привожу краткое вольное изложение этой позиции: "Иероним Босх (1450—1516) до сих пор был известен только как художник, а Vox Vulgaris впервые рассматривает его как композитора. Через пятьсот лет после его смерти впервые исполняется "Сад земных наслаждений", музыкальная пьеса, созданная на основании нотного фрагмента, размещенного этим самобытным средневековым художником на ягодицах грешника с триптиха, имеющего такое же название.

Несмотря на то что музыка на диске средневековая, а инструменты в ансамбле аутентичные, шанс, что эта музыка звучала также в средневековье, бесконечно мал. Мы ставим целью создать музыку, которая одновременно была бы совершенно современной и совершенно средневековой. Мы стараемся играть живую средневековую музыку в наше время, воспроизводя немногие сохранившиеся нотные фрагменты и используя аутентичные инструменты. В нашей интерпретации отражены наши знания о средневековой жизни, искусстве и религии".


В 2014 году этот нотный фрагмент с триптиха Босха привлек внимание студентки Оклахомского христианского университета Амелии Хэмрик, которая "решила переписать эту мелодию по правилам современной музыкальной нотации, предположив, что тональность нижнего голоса — до мажор, как это было принято в средневековых хоралах".


Запись нотного фрагмента с ягодиц грешника с соблюдением требований современной нотации, выполненная Амелией Хэмрик.

Звучание можно прослушать здесь.

Нашелся энтузиаст, Уильям Эсензо (Wellmanicuredman), который сочинил подходящий этому босховскому сюжету текст и аранжировал эту тему, сделав из нее хорал.

Тест хорала на стихи У. Эсензо:
butt song from hell
this is the butt song from hell
we sing from our asses while burning in purgatory
the butt song from hell
the butt song from hell
butts


Авторы добились цели: музыка звучит как средневековая, но ничего в ней адского нет, кроме картины Босха.

Штрихи к портрету творческих элит.

Две цитаты из книги Н.Н. Берберовой "Курсив мой":

"Я видела на своем веку таланты. Я видела на своем веку почти что гениев. Это были несчастные, нездоровые, тяжелые люди, с разбитой жизнью и жертвами вокруг себя. Счастья они не знали, дружбы не понимали. Ко всему примешивалось "нас не читают", "нас не слушают", "нас не понимают", "нет денег", "нет аудитории", грозит тюрьма, ссылка, заедает цензура. Ничего несчастнее, тоскливее, печальнее нельзя себе представить.
<...>
Мое ремесло (и обусловленная им жизнь) поставило меня среди пьяниц, педерастов, наркоманов, неврастеников, самоубийц, неудачников, среди которых многие считали добро скучнее зла и разврат необходимой принадлежностью литератора. И все почти имели в себе какой-то излом". 


Все больше убеждаюсь, что творческая элита - это сборище именно таких изломанных людей, презирающих человеческие ценности и мораль. Публика творит себе из таких людей кумиров, которые все больше и больше презирают эту самую публику.

"...ходил по деревне босой".

В эссе известного борца с пошлостью, американского писателя русского происхождения, Владимира Набокова, "Пушкин, или Правда и правдоподобие", написанном в 1937 году - к столетию смерти Пушкина, есть некий персонаж, то ли реально живший, то ли созданный воображением писателя. Этот персонаж - человек, получивший психическое заболевание в виде регрессии самосознания, и Набоков его заболевание описывает так:

"Его безумие, причиной которого, как говорили, было падение с лошади в ранней молодости, выражалось в том, что, полностью опустошив рассудок, оно заполнило его ложной старостью. Мой больной не только считал себя старше, чем он был на самом деле, но ему еще и казалось, что он участвовал в событиях прошлого века. Этот человек, приближающийся к сорокалетию, крепкий и краснолицый, рассказывал мне, с легким покачиванием головы, свойственным мечтательным старикам, как мой дед совсем еще ребенком забирался к нему на колени. Быстрый подсчет, который я мысленно произвел, слушая его, заставил меня дать ему совершенно неправдоподобный возраст. Поистине поразительным было то, что с каждым годом, по мере того как болезнь прогрессировала, он отдалялся во все более глубокое прошлое".

Я думаю, этот персонаж использован автором как пример, живое олицетворение господствующего исторического безумия, свирепствовавшего уже тогда и принявшего крайне острую форму в настоящем. "Зажав в уголке рта папиросу, он в непринужденной манере рассуждал о босых ногах Толстого, серебристой седине почтенного Тургенева, цепях Достоевского и, наконец, добирался до любовных увлечений Пушкина".

Набоков поставил босые ноги Толстого в ряд избитых штампов, сформированных в публичном пространстве применительно к личностям великих русских литераторов.

Происхождение штампа о босых ногах Толстого связано с именем художника Ильи Репина. Личное знакомство Толстого с Репиным состоялось в октябре 1980 года в Москве. За время их тридцатилетнего знакомства Репин неоднократно приезжал в имение Толстого и дважды работал над портретами Толстого в Ясной Поляне: неделю в августе 1887 года и семнадцать дней в июне-июле 1891 года. Всего Репиным было создано 12 портретов Толстого, 25 рисунков, 8 зарисовок членов его семьи и 17 иллюстраций к толстовским произведениям. Кроме того, Репин вылепил три бюста Толстого. Так много в разных видах не изображал Толстого ни один художник. Существенная часть общения между Толстым и Репиным происходила в косвенном виде - через переписку с Владимиром Васильевичем Стасовым, послужившим изначально связующим звеном между ними. Порой отзывы их друг о друге источают патоку и елей.

Collapse )

Образ жизни семьи пролетария Филиппова

Серия фотографий "24 часа из жизни Филипповых" снималась для выставки Общества друзей СССР в Австрии. В августе 1931 года выставка прошла в Вене, в сентябре - в Праге, а в октябре - в Берлине. Главным методом съемки этого репортажа был прием фотонаблюдений за жизнью семьи "среднего московского рабочего" в течение суток. Четыре дня три пролетарских фотографа - Аркадий Шайхет, Макс Альперт и Соломон Тулес - наблюдали за семьей пролетария и фотографировали, то, что делают члены семьи.

Аркадий Шайхет родился в Николаеве в семье торговца пивом. Музыкантом духового оркестра он служил в Красной Армии. В Москве устроился работать ретушером в фотоателье. Он посылал свои фотографии в "Рабочую газету". Меньше всего сведений о Соломоне Тулесе, который совсем немного был задействован в съемке семьи Филипповых. Тулес служил в фотообъединении при ТАСС. Все трое были постоянными авторы "Огонька".

Сценарий фотосерии был составлен Леонидом Петровичем Межеричером. Он родился в Петербурге в семье директора типографии. Мать разъехалась с мужем, когда она был ребенком, и переехала на жительство в Москву. Здесь он ходил и в школу и в 10 Московскую гимназию. В 1916 году поступил на Медицинский факультет Московского Императорского Университета. Принял Октябрьскую революцию, ушел со второго курса университета. В августе 1918 года вступил партию большевиков и участвовал в ноябрьских боях в Москве. Участвовал в национализации банков в качестве члена Контрольной комиссии Финансового совета при Президиуме Московского совета рабочих и солдатских депутатов. Участвовал в Гражданской войне. Демобилизовался из армии в 1922 году и сотрудничал в различных органах печати. Писал статьи, фельетоны, стихи. С середины 20-х годов начал серьезно заниматься фотографией. Леонид Петровчи был очень эрудированным, владел немецким, французским и английскими языками, хорошо разбирался в музыке, литературе и искусстве.

Утверждалось, что фотографии семьи Филипповых запечатлели "как бы" образ жизни обычных московских пролетариев без прикрас, без постановочных кадров, без дублей, искусственных композиций, специальных эффектов и акцентов. Считалось, что этими фотографиями были "подчеркнуты с особой силой моменты, которые специфически отличают советские условия от условий жизни рабочих капиталистических стран".

Впоследствии из 78 снимков семьи Филипповых, сделанных фотографами, те, что показались авторам характерными для жизни среднего советского рабочего и демонстрировали стороны жизни общества в целом, были отобраны для публикации. Цель создателей серии фотографий была "не только отразить абсолютный достигнутый уровень быта, экономический и культурный, но и сформировать его как тенденцию развития, т.е не утверждение, что все рабочие в СССР живут как Филиппов, а утверждение, что в условиях диктатуры пролетариата такой уровень жизни обеспечен для всех рабочих и будет ими достигнут и превзойден".

Collapse )

О социальных привычках.

С житейской точки зрения опыт испанки показывает, что человечество адаптируется к новому вирусу приблизительно в течение 15 лет. За это время проходит несколько пиков заболевания вызываемой вирусом болезни. Я не верую в медицину, чтобы рассчитывать на медикаменты и ждать открытия нужного лекарства. Жизнь защищается сама, а медицина помогает ей защищаться, но пределы этой помощи ограничены. Силы жизни, способность к сопротивлению с целью продолжения жизни сильно зависят от бытийных привычек индивида. Вакцины от вируса могут снизить заболеваемость, остроту течения болезни, смертность, но я сомневаюсь, что они победят вирусные болезни. Грипп тому пример.

Это обложка журнала Огонек за 1928 год, и на ней изображено не то, что может подумать в первую очередь привыкший к пропаганде гомосексуализма современный индивид.

Подпись под фотографией целующихся женщин: "НЕ ЦЕЛУЙТЕСЬ! При поцелуях при встрече больше всего распространяется повальная болезнь этого года грипп".

С журнальной обложки в массы пропагандировался вред привычки целования при встрече. В последние годы стала внедряться привычка целования (или изображения целования) и обнимания при встрече, особенно среди молодежи и подростков. Я думаю, это пришло из голливудщины. Идут, например, навстречу друг другу представители бесполой молодежи и вместо привычного "привет!", останавливаются среди тротуара и ну обниматься-целоваться, явно выполняя бесчувственный ритуал андроидов.

Социальные привычки сломить во времена испанской инфлюэнцы было так же трудно, как и привычку мужского рукопожатия сейчас. Отвыкают со временем. Даже во время введенных пандемией социальных ограничений далеко не все стараются отдалиться при прохождении по тротуару - есть люди, продолжающие проходить в 15 см от локтя встречного прохожего, и избежать порой этого бывает трудно, словно человек проходит так близко намеренно. Нередко приходится наблюдать, как люди в масках, соблюдающие социальную дистанцию с посторонними людьми, при встрече с приятелями радостно жмут друг другу руки. Хотя все же знают, что "повальная болезнь этого года короновирус" распространяется при социальных контактах.

Автором фотографии в "Огоньке" был Шайхет Аркадий Самойлович, известный в истории мастер фоторепортажа. С середины 1920-х он десять лет сотрудничал с журналом "Огонек". Знаменитой его работой в соавторстве с Максом Альпертом и Соломоном Тулесом стала серия фотографий, озаглавленная "24 часа из жизни Филипповых", снятая по сценарию Леонида Межеричера и опубликованная "Огоньком" в 1931 году.

(no subject)

Пока люди рассуждают, изменится ли мир после эпидемии короновируса, мир меняется.

Так выглядел зрительный зал берлинского драматического театра "Берлинер ансамбль" до карантина:


А так он выглядит сейчас, когда Германия ослабляет карантинные меры и театр готовится принят зрителей:


С учетом требований соблюдения социальной дистанции, количество зрителей в зале существенно сократится. Вопрос в том, вырастут ли цены на билеты. Не думаю, что есть возможность повысить цены.
hermeneutics

что такое пошлость?

Набоков (как и его обсуждатели) постоянно использует слово "пошлость".

А лично я не знаю, что это такое. И никто не знает! У этого слова нет этимологии, и потому - точной дефиниции. Которая тавтологична или уползает в иностранные и ничего не значащие эвфемизмы.

В русском языке "пошлость, пошлый" имеет негативное значение, вплоть до аморального и противозаконного. Словесники клеймят "пошлость", как самый большой грех для литератора. Аристократы называют пошлостью какой-то крайне неподобающий модус поведения и жизни. Но что это? Чем конкретно вы не довольны?

Предлагаемые дефиниции такой негатив не обосновывают. Надо почитать кого-нибудь. Что пишут умники?Collapse )

Не верь глазам своим...

Не всегда следует доверять тому, что видят наши глаза на первый взгляд. На первый взгляд наше сознание отражает и создает привычный для сознания образ. На ошибке при распознавания образа живыми существами в природе основан защитный механизм - мимикрия. Пример мимикрии - так выглядит птенец полосатой кукушки - с виду он похож на еловую шишку:


Птенец полосатой кукушки.

Это был пример естественного обмана зрения в мире живой природы.

Вот, к примеру, другое изображение. Почти любой, увидевший это изображение, решит, что это сидящий на берёзовом пенёчке попугай ара, и, если определит, что это ара, то ошибется!


На фото не попугай, а женщина. Artist/photo: Johannes Stötter. Assistant: Freund Nathalie.

[Spoiler (click to open)]На самом деле это не попугай ара и не мимикрия. Это псевдомимикрия, которая автором обозначена как произведение боди-арта.



Создал это изображение итальянский мастер "боди-арта" Йоханнес Стоттер (Johannes Stötter). Об этом сообщала статья в газете Daily Mail.

Стоттер родился в 1978 году в итальянском Южном Тироле. В юности он увлекался музыкой, играл в собственной фолк-группе, однако в 2000 году решил заняться боди-артом. Позднее Стоттер говорил: "Я не мог себе представить, как именно я смогу заработать деньги боди-артом, но все же я был полностью убежден, что я хотел делать именно это — я чувствовал, что это был мой путь".

"35-летний художник потратил 4 недели, тщательно планируя, как женщину можно трансформировать в попугая. Раскраска тела модели заняла 4 часа — добавление сложных деталей, ретуширование и даже отрисовка яркого зелёного глаза. Для раскраски использовалась специальная краска, безопасная для человека. Ещё час ушёл на расположение модели в правильном ракурсе на части ствола дерева со спиленной верхушкой, после чего была проведена фотосессия".


Один из этапов создания иллюзии.

После студийной съемки, фотографу осталось сделать нужный фон и убрать все лишнее, что могло бы навести на мысль, что это не попугай, а женщина.

Фотограф так описывал сложности своей работы и полученный результат:
"Было достаточно тяжело сделать эту фотографию: объяснить модели, какую позу ей нужно принять, чтобы максимально возможно напоминать попугая; а также найти наилучший ракурс для фото. Я чувствую себя совершенно счастливым, завершив работу. Реакция большинства людей — "отличное фото попугая".

Немаловажным в вопросе удовлетворения фотографа является факт, что Йоханнес Стоттер был признан в 2012 году лучшим художником боди-арта в мире (!). Удивляет, что есть мировой рейтинг "художников боди-арта".